Розглядається поширена останніми роками гіпотеза про
належність камерних гробниць або певної їх частини
першим давньоруським християнам. Аналізуються знахідки в подібних похованнях християнських символів,
язичницьких амулетів, свічок, візантійських монет.
Статья посвящена дискуссионной проблеме религиозной принадлежности камерных погребений эпохи викингов
на территории Древней Руси. Особое внимание уделено находкам в таких комплексах крестообразных подвесок
и накладок; делается вывод об их сакральном значении. При этом учитывался широкий контекст таких находок:
их место среди погребального инвентаря, сочетание крестов с другими группами амулетов, состав остального инвентаря, положение тел и половозрастной состав покойников, другие обрядовые черты. Христианские символы
часто находят в сочетании с предметами византийского происхождения. Если крест входил в состав ожерелья,
ему отводилось центральное место. Некоторые предметы изготавливались специально для погребальной церемонии. Также роль христианских символов в камерных погребениях могли играть свечи и византийские монеты-
78 ISSN 0235-3490 (Print), ISSN 2616-499X (Online). Археологія, 2020, № 1
подвески. Амулеты, которые принято считать языческими, достаточно редко встречаются в камерах. В свою очередь, крестообразные подвески и накладки практически не встречаются в кремационных захоронениях.
Культурные импульсы, связанные с проникновением на Русь отдельных элементов христианского погребального обряда, исходили как из Византии, так и из стран Центральной и Северной Европы. Одним из таких
элементов стало появление в камерных погребениях дополнительной конструктивной детали — деревянного
гробовища. Разницей в религиозных верованиях умерших можем объяснить наличие биритуальних парных захоронений.
Вероятно, изначально камерный обряд по своей сути был языческим. Однако постепенно его стали использовать неофиты из числа древнерусской элиты, ведь обряд этот отвечал главному требованию христианских миссионеров — отказу от сжигания покойников. Некоторые обрядовые черты «камер с крестами», такие как сидячие
позы покойников или наличие сопроводительных захоронений рабынь и лошадей, можно расценивать скорее
как проявления этносоциального, а не религиозного сознания. Часть таких захоронений были совершены уже
после крещения 988 г., что свидетельствует о крепком укоренении традиционных погребальных обычаев. Дальнейшие исследования камерных погребений позволят получить новую ценную информацию о ранних етапах
христианизации Руси.
The article is devoted to the discussion of the religious identity of Viking age chamber burials in the territory of Ancient
Rus. Particular attention is paid to the finds in such complexes of cruciform pendants and linings; their sacred meaning is
concluded. The wide context of such finds was taken into account: their place among the burial equipment, the combination
of crosses with other groups of amulets, the composition of the rest of the equipment, the position of the bodies, age and
sex composition of the dead, and other ritual features. Christian symbols are often found in combination with artifacts of
Byzantine origin. If the cross was a part of the necklace, it was given a central place. Some items were made specifically for
the funeral ceremony. Wax candles and Byzantine coin pendants could also play the role of Christian symbols in chamber
burials. Amulets, commonly considered pagan, are quite rarely found in chambers. In turn, cruciform pendants and linings
are almost never found in cremation graves.
Cultural impulses associated with the penetration into Ancient Rus of certain elements of the Christian funeral rite,
came from both Byzantium and the countries of Central and Northern Europe. One of such elements was the appearance
in chamber burials of an additional structural part — a wooden coffin. Differences in the religious beliefs of the dead can be
explained by the presence of biritual pair burials.
Initially, the chamber rite was pagan in its essence. However, it was gradually used by neophytes among the ancient
Rus elite, because the rite met the main requirement of Christian missionaries — denial of burning the dead. Some of the
ceremonial features of “chambers with crosses”, such as sitting postures of the deceased or the presence of accompanying
burial places for slaves and horses, can be regarded as manifestations of ethnosocial rather than religious awareness. Some of
these burials were made after the christening of 988, which testifies to the strong rooting of traditional burial customs. Further
study of chamber burials will provide new valuable information on the early stages of the Christianization of Ancient Rus.