Аналізується серія погрудних зображень персонажа діонісійського культу з чашею-фіміатерієм на голові. Переглядається їх традиційне трактування як фігурок
Деметри з кошиком на голові й обґрунтовується інтерпретація цих теракот як фіміатеріїв, зважаючи на численні аналогії в різних регіонах Еллади. Наявність плющових вінків і мітри дозволяє розглядати погруддя в межах
культу Діоніса, а місце знахідки більшості в житлах — у
межах родинного культу цього бога.
Среди погрудных терракот с чашей-фимиатерием на голове выделяется группа женских изображений с
однозначными атрибутами дионисийского культа. На десяти из них митра и венок из листьев и плодов плюща
показаны уже в форме, на двух — венок долеплен вручную к уже готовым образам. В Северном Причерноморье
таким способом изготовленные бюсты-фимиатерии найдены в Херсонесе, Нимфее и Гермонассе; один известен
в юго-западном Причерноморье.
Рассмотрены аналогии плющевых венков, изготовленных из лепных деталей, на терракотах разных регионов.
Интерпретация лепной чаши на голове как фимиатерия, а не корзины, как предполагалось раньше, дает возможность дополнить картину распространения традиционных в греческом мире эллинистического периода бюстовфимиатериев.
В Ольвии подобные фимиатерии, кроме дионисийского персонажа, изображали Афродиту, реже — Мать богов. Невозможно точно ответить, кто именно из фиаса Диониса представлен в данном случае. Гипотеза о том,
что это Ариадна, базировалась на том, что она была паредрой Диониса. Впрочем, в художественном искусстве,
Дионис изображался и с другими паредрами: Афродитой, позже — одной из полубожественных менад или вакха
54 ISSN 0235-3490 (Print), ISSN 2616-499X (Online). Археологія, 2020, № 1
нок, даже с матерью Семелой, с которой, согласно мифу, он никогда не встречался. Надпись ІІ в. до н.э. свидетельствует, что в Ольвии была статуя этого бога вместе со своей матерью. Соответственно, есть вероятность, что
синхронные бюсты-фимиатерии изображали Семелу.
Большинство анализированных в данной статье образцов найдены в жилищах и относились к семейному почитанию Диониса, один — в ботросе на Восточном теменосе. Эти фимиатерии дополняют свидетельства культа Диониса в Ольвии эллинистического периода, среди которых наиболее интересными и распространенными
являются свинцовые букрании и лабрисы, терракотовые быки и вотивные алтарики с изображением Диониса,
менады и силена на одной из сторон. Данные терракоты были, фактически, орудием для отправления культа. На
них, как и на миниатюрных алтариках, возлагали символические приношения или фимиам при почитании Диониса. Менее активное распространения благовоний не требовало их сожжения и, скорее всего, поэтому следы
золы на них не прослеживаются, что находит параллели в других регионах Эллады.
Among terracotta busts thymiateria in Olbia Pontica, there is a group of female images with attributes of Dionysiac cult. Ten
of them have mitra and ivy wreath shown already in a mould, while two items have handmade wreath added to the ready
images. Similarly made bust thymiateria are known in North Pontic Tauric Chersonesos, Nymphaeum, and Hermonassa,
another one is known in South-Eastern Pontic region.
Ivy wreaths made of handmade details on terracottas from various regions are discussed in the paper. The interpretation
of a handmade cup on the head as a thymiaterion, but not a basket as it was known in the literature before, allowed expanding
the map of spreading the bust thymiateria which were traditional for the Hellenistic Greek world.
Such busts found in Olbia, apart from a Dionysiac personage, presented Aphrodite and rarely the Mother of the Gods.
There is no definite answer which of Dionysiac companions is presented in such a way. Apart from Ariadne, Dionysus
appeared in art with other paredras: Aphrodite, later with one of maenads or nymphs, and even with Semele who died earlier
than he was born, according to the myth. The 2nd century BC inscription evidences that there was a statue of this god with his
mother in Olbia. Therefore, there is a probability that close in time bust thymiateria depicted Semele.
Most of terracottas analyzed in this paper were found in houses and referred to a family worship of Dionysus in Olbia,
while one item comes from the botros at the Central Temenos. They accomplish the evidences of Dionysus’ cult in the
Hellenistic period. The most vivid and spread of them were lead bucrania and labrises, terracotta bulls and votive altars with
Dionysus, maenad and Silenus on one of their sides, etc. These terracottas were in fact the devices for performing the cult.
Symbolic offerings or thymiam were put on them when Dionysus was worshipped. Less active spreading of incense did not
require its burning and that is perhaps a reason why there are no traces of soot on most of them. This fact finds its parallels
in other regions of Hellas.