Висвітлено методику підводних археологічних досліджень і фіксації затонулого в Чорному морі античного судна кінця класичного періоду.
В 2011 г. подводно-археологическая экспедиция «Наварэкс» Одесского национального университета им. И. Мечникова в сотрудничестве с Институтом археологии НАН Украины при планомерных исследованиях акватории о. Змеиный (Левке) обнаружила затонувшее деревянное судно IV в. до н. э., названное «Змеиный-Патрокл». Кораблекрушение произошло в 650 м к северо-западу от острова на глубине 34 м.
Прилегающая территория была просканирована при помощи гидролокатора бокового обзора на частоте 770 кГц под разными углами, на базе чего была составлена карта района. Для видеокартографирования на объект была наложена сетка 40 × 20 м с шагом в 1,0 м. Видеосъемка проведена с водяного коридора шириной 1,5—2,0 м. Для масштабирования стоп-кадров на подводный видеобокс был установлен лазерный масштаб с расстоянием между лучами 0,42 м. В итоге видеомозаика корабельной аварии была составлена из 2124 стоп-кадров, что позволило начертить план-схему, расположение груза и оснастки затонувшего парусника.
Объект представляет собой нагромождение керамической тары в виде вытянутого эллипса, повторяющего контуры корпуса судна размерами 24,0 × 8,0 м, которое находится на донной поверхности. Деревянные детали корпуса отсутствуют, однако под илом на глубине 1,0 м прощупываются деревянные конструкции на расстоянии до 1,5—2,0 м от амфорной тары. Максимальное возвышение над грунтом 1,7 м. Диаметральная плоскость проходит по курсовому углу 215°. Учитывая курс судна на грунте, трагедия произошла, когда оно укрылось за островом во время юго-западного шторма.
Керамический комплекс тары состоит из целых и фрагментированных экземпляров, которые представлены тремя типами синхронных амфор — Пепарет І (Солоха ІІ), Пепарет ІІ (две фракции) и Пепарет ІІІ? (Солоха І). Верхний слой амфор был промаркирован бирками и насчитывает 946 экз. По предварительным данным, судно было загружено амфорами в четыре слоя в количестве не менее 3 тыс., что соответствует приблизительно 100 т груза брутто.
Среди амфор обнаружены свинцовые детали от двух деревянных якорей — штоки и контромары, фрагмент свинцовой обшивки, чернолаковая посуда, которую везли на продажу (изъяты рыбные блюда, тарелки, чаши, канфары, скифосы и гуттус), а также посуда членов экипажа. Освещение этих находок и их анализ будут представлены в следующей статье.
Исходя из состава тары, это небольшое торговое судно в 350—325 гг. до н. э. вышло из Эгейского моря, с о. Пепарет, к полисам Северо-Западного Причерноморья — Тире, Никонию или Ольвии — с грузом вина, оливкового масла и чернолаковой посуды, но потерпело крушение возле о. Змеиный. Исследование его только началось, впереди предстоит сложная работа, в частности решение вопроса о музеефикации судна.
In 2011, the «navarex» underwater archaeological expedition of the odesa national university in collaboration with the IA nASu during the planned research of water area around zmiinyi Island (levke) revealed the 4th c. BC wrecked wooden ship named «zmiinyi-Patroclus». the ship sank 650 m to the north-west from the island in 34 m deep waters.
the adjacent territory was scanned with the side-scan sonar at 770 kHz frequency in various angles, based on which the map of the area was drafted. 40 × 20 m graticule with 1,0 m step was set on the object for video-mapping. Shooting was conducted from the water corridor of 1,5—2,0 m. laser scale with 0,42 m distance between the rays was set for scaling the still frames at the underwater video-box. As a result, a video-inlay of the shipwreck was arranged of 2124 still frames, which allowed drawing the plan-scheme, the lading location, and the wrecks of the sunken sailing vessel.
the object constitutes the ellipse-shaped huddle of ceramic containers following the outlines of 24 × 8,0 m size ship laying on the bottom surface. there are no wooden details of the hull, but wooden structures are scanned 1,0 m deep under silt 1,5—2,0 m away from the amphorae. the maximum height above the soil is 1,7 m. Diametrical plane lay in relative bearing 215°. taking into consideration the ship’s course on the soil, the tragedy happened when the ship had taken shelter behind the island during the south-western storm.
Ceramic assemblage of the wares consists of intact and fragmented examples represented by three types of synchronous amphorae: Peparetus I (Solokha II), Peparetus II (two fractions) and Peparetus III? (Solokha I). the upper layer of amphorae was marked by the labels and included 946 items. Based on the preliminary data, the ship was loaded with four levels of amphorae in number non less than 3 thousands corresponding approximately 100 ton of gross lading.
Among the amphorae lead details from two wooden anchors were found: rods and contromares, a lead facing fragment, black-glazed wares transported for sale (withdrawn are fish plates, plates, cups, cantharoi, skyphoi, and a guttus), as well as vessels belonging to crew. these finds elucidation will be presented in the further article.
Judging from the structure of tare, this small merchant ship in 350—325 BC left the Peparethos Island in the Aegean Sea for the north-western polises on the north coast of the Black Sea, tyras, nikonis or olbia, with the cargo consisting of vine, olive oil, and black-glazed pottery, and wrecked near the zmiinyi Island. Its survey has just begun and there is a complicated work ahead, in particular, solving the issue of turning the boat into a museum object.