За даними античних некрополів Північного Причорномор’я аналізується втілення давньогрецьких уявлень про
посмертну долю (сюжет «загробної трапези») у деяких
категоріях археологічного матеріалу. Розглянуто кам’яні
надгробки та підземні склепи.
В первые века нашей эры греческие города Северного Причерноморья переживали кризисные процессы. Их
следствием стали значительные изменения в жизни полисов, в том числе, в погребальном обряде. Изменяется
значимость отдельных сюжетов, используемых при его исполнении. Получает широкое распространение сюжет
«загробной» трапезы и отдельные типы погребальных объектов, в которых он находит свое воплощение.
Выявлено и проанализировано два типа таких объектов: каменные надгробия с соответствующими изображениями и подземные склепы с нишами — лежанками в камерах. Ранее всего такие каменные надгробия в незначительных количествах появляются в Ольвии в эпоху эллинизма. С начала новой эры они получают широкое
распространение по всей территории Северного Причерноморья.
На надгробиях часто изображен внутренний интерьер дома и покойные, возлежащие на ложах во время «загробной трапезы». Такой же интерьер воплощен во внутренней конструкции камер подземных склепов. При этом
ниши — лежанки символизируют собой погребальные ложа. Подобные склепы появляются в незначительных
количествах в эллинизме в Ольвии, но также получают широкое распространение с I в. н. э. по всему Северному
Причерноморью.
Таким образом, сюжет «загробной трапезы», широко известный в античном мире, на территории Северного
Причерноморья находит свое воплощение, по меньшей мере, в двух категориях археологических памятников —
каменных надгробиях с соответствующими изображениями и подземных склепах с нишами — лежанками. Такие
памятники в небольшом количестве появляются в эллинизме, а с начала римской эпохи получают широкое распространение. Это частично связано с усилением процесса «героизации» умерших и изменениями в социальном
устройстве населения этого региона.
In the first centuries of our era, the Greek cities of the Northern Black Sea region experienced crisis processes. They
resulted in significant changes in the life of policies, including the burial rite. The significance of individual plots used in its
performance changes. The plot of the “afterlife meal” and certain types of funerary objects, in which it was embodied, are
widely spread.
Two types of such objects have been identified and analyzed: stone tombstones with corresponding images and
underground crypts with niches - beds in the chambers. Earlier, the corresponding stone tombstones appear in small
quantities in Olbia in the Hellenistic period. Since the beginning of the new era, they are widely spread throughout the
Northern Black Sea region.
On the tombstones the interior of the house and the deceased, reclining on the boxes during the "afterlife meal", is often
depicted. The same interior is embodied in the internal structure of the underground crypts chambers. In this niche - beds
symbolize the burial bed. Such crypts appear in insignificant quantities in Hellenistic Olbia, but they are also widely spread
from the 1st c. AD throughout the Northern Black Sea.
Thus, the plot of the “afterlife meal”, widely known in the ancient world, on the territory of the Northern Black Sea
region is embodied in at least two categories of archaeological monuments - stone tombstones with corresponding images
and underground crypts with niches - stove beds. Such monuments appear in small numbers in Hellenism, and since
the beginning of the Roman era they have become widespread. This is partly due to the intensification of the process of
“heroization” of the dead and changes in the social structure of the population of this region.