Публікація присвячена неординарній знахідці з розкопок
Північної експедиції Інституту археології НАНУ розташованого у південних передмістях Києва відомого високим рівнем матеріальної та певних елементів духовної
культури мешканців середньовічного селища в урoч. Рославське в Ходосівці. Виявлена нещодавно металева фігурка Богородиці — частина кіотного хреста першої половини XIII ст. — репрезентує унікальний твір середньовічної
металопластики і слугує додатковим аргументом невичерпаності інформаційних можливостей сільських поселень давньоруської доби.
В время раскопок Северной экспедицией Института археологии НАНУ средневекового селища ХодосовкаРославское в южных киевских пригородах выявлена отлитая из бронзы в односторонней форме фигурка Богородицы, представляющая выдающееся произведение древнерусской металлопластики первой половины XIII в.
Изделие происходит из заполненной окружающим слоем верхней части углубленной хозяйственной постройки
на краю пункта, с использованием объекта по назначению не связано. Но его фиксация среди соотносимых с
завершающим этапом жизни селища вещей служит дополнительным хронологическим маркером периода функционирования исследуемого памятника.
Сохранившийся в высоту на 8,5 см обломок представляет собой часть названного «самым кратким вариантом
иконостаса» предмета, известного как херсонесский киотный крест с его судакской копийной отливкой, а также
фрагментированными аналогиями из городища возле Шепетовки, Переяславля, Княжьей Горы и Полоцка. Изделие, вероятно, отлито в той форме, что и херсонесская находка. Его сохранность позволяет проследить особенности, неуловимые в других экземплярах и указывает на непродолжительное время бытования. По мнению
специалистов, вещи представляют собой произведения мастеров из Византии, переселившимися на Русь после
захвата Константинополя крестоносцами.
Среди синхронных древностей сюжету Распятия посвящены также выносной крест из Василева (с другой иконографией и меньшим количеством использованных образов) и очень близкий к предыдущему выносной крест из
Владимира на Клязьме. Удивительно похожа на последний и фрагментированная находка из Княжьей Горы (с аналогичной фигуркой предстоящей Богородицы тоже из Владимира), отнесенная ввиду отсутствия рукояти к аналойним/осеняльным/алтарным крестам или частям дарохранительницы, имеющая аналогии в фондах Государственного исторического музея в Москве и среди находящихся в частном собрании предметов из Старой Рязани.
Характеристика связанных с православием вещей в неукрепленных пунктах разных регионов Руси в сочетании с описанным произведением убедительно демонстрирует уже отмеченную неординарность исследуемого
селища и неисчерпаемость информационных возможностей этой категории памятников.
In the course of archaeological research conducted by the Northern Expedition of the Institute of Archaeology of the NASU
at the medieval settlement Khodosivka-Roslavske in the southern Kyiv suburbs, a bronze figure of the Mother of God was
found. It was molded as a one-sided form representing an outstanding piece of metal-plastic work of the Kyivan Rus of the
1st half of the XIII century. The item comes from the upper part of the deepened farm building filled with the surrounding
layer close to the outside of the settlement. It is not associated with the purpose usage of the object. However, its fixation
among the items related to the final stage of the settlement’s lifecycle serves as an additional chronological benchmark of
functioning of this historical artefact.
The fragment preserving 8.5 cm of its original hight is a part of the item called “the shortest version of the iconostasis”,
which is known as the Chersonesus Kiot Cross, having its molded copy from Sudak, as well as the fragmented analogies
from the hill-forts near Shepetivka, Pereiaslav, Kniazha Hora and Polotsk. The item was probably molded in the form of the
Chersonesus’ find. Its integrity allows us to trace the features that are elusive in other specimens and indicates quite a short
time of its existence. According to experts, things are the works of masters from Byzantine who moved to Kyivan Rus after
the capture of Constantinople by the Crusaders.
Among synchronous antiquities, devoted to the plot of the Crucifixion are the movable crucifix from Vasyliv (with
another iconography and fewer images used) and the movable cross from Vladimir-on-Kliazma, which is very close to the
previous one. Amazingly similar to the latter is the fragmented find from Kniazha Hora (with a similar figure of the bystanding Mother of the God also from Vladimir). Due to the absence of the handle it was attributed to the lecterns/octal/
altar crosses or parts of the repository of the holy gifts and has the analogies in the funds of the State Historical Museum in
Moscow and in the private collection of items from the Old Riazan.
The characteristics of the items associated with orthodoxy in the unfortified settlements of different regions of Rus in
combination with the above described piece convincingly demonstrate the already mentioned non-ordinary nature of the
studied settlement and the inexhaustibility of the information capabilities of this category of monuments.