У статті аналізується речовий комплекс, який був виявлений на кремаційному могильнику салтово-маяцької
культури біля с. Кицівка Печенізького р-ну Харківської
обл.
В статье анализируется вещевой комплекс, выявленный на кремационном могильнике близ с. Кицевка Печенежского района Харьковской области, находящийся в фондах Днепровского национального исторического музея
имени Д.И. Яворницкого. Ввиду отсутствия каких-либо костных остатков рассмотренный комплекс не относится
к категории погребальных памятников, а связан с поминальной обрядностью населения салтовской культуры
лесостепного населения Хазарского каганата. Исходя из многочисленных аналогий рассматриваемым вещам в
кремационных погребениях и поминальных комплексах бассейна Северского Донца и Северо-Западного Кавказа, рассмотренный вещевой комплекс может быть датирован концом VIII — серединой IX вв.
Вещевой состав комплекса указывает, что он связан с двумя людьми — мужчиной и женщиной. Мужчине принадлежали предметы вооружения, снаряжение коня, фибула-кресало, элементы поясной гарнитуры. С женщиной в комплексе связаны: вторая фибула с завитком на конце длинного приемника, пара перстней, пояс-цепочка
с подвесками, колесовидный амулет. Мужчина и женщина, по-видимому, составляли одну семью, на что указывает присутствие в комплексе надочажной цепи.
The complex of artefacts, found on the cremation burial ground near Kytsivka village, Pechenihy district, Kharkiv region
and kept in the Dnipro National Historical Yavornytskyi Museum is analyzed in the paper. Due to the absence of bone
remains the assemblage was not a funerary site but it is connected with the memorial rites of the Saltov culture population
of the Khazar Khaganate. The complex of objects can be dated to the end of the 8th — the middle of the 9th centuries basing
on the numerous analogies found in the cremation burials and memorial assemblages of Siverskyi Donets river and NorthWestern Caucasus basin.
The objects from assemblage indicate that it is associated with a man and woman. The weapon, horse equipment, fibulasteel and elements of a belt set were male’s. The second fibula with a curl at the end of a long receiver, the pair of rings, the
belt-chain with pendants and a wheel-shaped amulet were connected with a woman. The man and the woman, apparently,
were the family which is indicated by the presence of fireplace chain in the assemblage.