У статті розглянуті відомі на цей час зображення на зворотному боці постаментів половецьких кам’яних статуй. Встановлено, що тип зображень залежить від статі та типу кам’яної скульптури. Семантика зображень пов’язана з релігійними уявленнями давніх тюрків.
В статье проанализированы как известные на данный момент рисунки, нанесенные на обратную сторону постамента половецких изваяний, так и несколько неопубликованных рисунков, вырезанных на постаментах статуй
из Среднего Подонцовья. Наряду с антропоморфными и зооморфными фигурами впервые рассмотрены также
геометрические и растительные изображения. Для мужских изваяний выделены четыре типа изображений: изображения шаманов, изображения всадников, охотничьи сцены и геометрические фигуры. Последние три типа
встречаются на стоящих статуях, а рисунки шаманов известны на сидящих статуях.
Изображения шаманов связывают с культом плодородия коча-кан, который практиковался некоторыми тюркоязычными народами. Изображения животных, возможно, отражают тотемистические представления половцев.
Рисунки всадников могут обозначать Тенгри — верховное божество у древних тюрков, а крест является древним
солярным символом.
Для женских изваяний различных типов характерны изображения трилисника, который является символом
женского божества — Умай.
Изучение семантики изображений как на мужских, так и на женских изваяниях позволяет предположить, что
они были связаны с магическими представлениями кочевников, или же выполняли роль «проводника» души в
мир мертвых.
In the paper author analyzes currently known drawings on the back side of the pedestal of Cuman sculptures as well as several
unpublished drawings carved on the pedestals of statues from the basin of the middle flow of the Siverskyi Donets. Along
with anthropomorphic and zoomorphic figures, geometric and plant images are also considered for the first time. For male
sculptures, four types of images are distinguished: images of shamans, images of horsemen, hunting scenes and geometric
figures. The last three types are found on standing statues, and drawings of shamans are known for sitting statues.
Images of shamans are associated with the fertility cult Kocha-khan, which was practiced by some Turk peoples. Images
of animals probably reflect the totem views of the Cumans. Horsemen’s drawings may signify Tengri, the supreme deity of
the ancient Turks, and the cross as an ancient solar symbol.
For female sculptures of various types the images of a trefoil are typical, which is a symbol of a female deity — Umai.
The study of the images semantics on both male and female sculptures suggests that they were associated with the
magical representations of the nomads or performed the role of the soul “guide” to the world of the deceased.