Анотація:
Советская археологическая наука в настоящее время имеет все возможности перевести спорные вопросы этнокультурной принадлежности раскапываемых объектов из области предположений и домыслов на прочную почву фактов. Так, большое количество собранных сведений о разных сторонах Черняховской культуры позволило по-новому подойти к дискутируемому вопросу о ее этнокультурной принадлежности. В статье сравнивание
трех могильников — Журавского на Среднем Днепре, Приднепровского в Нижнем Поднепровье и Коблевского в Причерноморье. Всестороннее сопоставление этих широко исследованных и удаленных друг от друга памятников и всей найденной в Поднепровье керамики убедительно доказывает в основных чертах единство Черняховской культуры. Контакты черняховцев в южных областях с сарматами и поздними скифами находят выражение в культуре. Например, в Черняховском обряде появляется больший процент подбойных захоронений (Коблево, Викторовка II, Ранжево) и погребений в склепах-катакомбах (в Коблевском могильнике).
Привлечение письменных источников, антропологических, этнографических, отдельных лингвистических данных и некоторые совпадения культуры полей погребений Черняховского типа с пепьковско-пастырскими памятниками свидетельствует в пользу славянской принадлежности Черняховской культуры.