Анотація:
Вопрос о локальных вариантах Черняховской культуры приобрел актуальность в средине 50-х годов, после дискуссии по вопросам лингвистики. Он был одним из главных вопросов на совещании 1957 г., посвященном Черняховской культуре. Однако попытка М. А. Тихановой расчленить Черняховскую культуру на ряд локальных, по ее мнению, «этнически разнородных групп» не увенчалась успехом.
Предварительный анализ фактического материала, накопленного на протяжении десяти лет интенсивных работ большого исследовательского коллектива, позволяет снова обратиться к этому вопросу. Особенности керамического комплекса, в первую очередь определяющие археологическое лицо культуры, позволяют зафиксировать среднеднепровскую, волынскую, верхнеднепровскую, южностепную и сеймско-донецкую группы, которые можно назвать локальными вариантами.
Характеристику керамического комплекса среднеднепровской группы, которая занимает центральное положение по отношению к остальным окружающим ее группам, составляет гончарный комплекс, почти не включающий лепной посуды. В керамическом комплексе окраинных групп характерная гончарная посуда составляет только часть и не всегда основную. Лепная — имеет ближайшие аналогии в соседней культуре.
Хорошо очерченное периферийное инфильтрационное кольцо вокруг центрального района не нарушает представления о монолитности Черняховской культуры, более того, оно подчеркивает устойчивость основных проявлений этой культуры, определяющихся на данном этапе уровнем культурно-экономического развития, показателем которого является выделение гончарного ремесла. Факт взаимного проникновения Черняховской и синхронных культур свидетельствует об общем подъеме производительных сил тех культур, которые, окружая ее, входили в сферу ее влияния, подчеркивает объединяющую роль Черняховской культуры, указывает на центр ее формирования, локализуя его в Среднем Приднепровье.