В последние десятилетия позднекочевнические погребения с защитным вооружением неоднократно становились объектом исследования археологов-медиевистов и оружиеведов. В этих работах авторы, как правило, рассматривают типологию и хронологию доспеха, а также проблему этнической идентификации погребальных комплексов. Однако есть интересный момент в обрядности этих захоронений, который иногда вскользь отмечается исследователями, но специальных разработок на эту тему нет. Речь идет о местоположении доспеха в погребении. Дело в том, что в одних случаях защитное вооружение надето на погребенного, а в других - оно располагается в определенных местах могилы. Это могло быть связано с этнокультурной ситуацией, трансформацией обряда с течением времени, с локальными особенностями, мировоззренческими установками и т.д. Выяснению причин такой разной обрядности и посвящена настоящая работа.
Armor is a rather rare phenomenon in the late nomadic burials of Eastern Europe and this is associated with a special attitude to weaponry. Armor is known in the Polovtsy and the Golden Horde time (the 12,h-14th centuries). There were no metal armors in burials of nomads in any earlier period. The explored burials (our sample includes 160 complexes) belonged exclusively to men. In pre-Mongolian time, the deceased were dressed in chain mail and a helmet that, along with their high property and social rank, emphasized their military belonging as well. After the Tatar-Mongols arrived and the Juchi state formed, the Polovtsian world outlook and the canons of the funeral rite were transformed. As a result, all burials of supreme nobility and some burials with status objects and ordinary inventory, demonstrate a change in the rite: chain mail and a helmet began being placed in different parts of the grave. An analysis of the complexes has shown that the location of chain armor and helmets in Eastern European late nomadic graves cannot serve as an ethnos marking attribute.