Школьное образование, начиная с V в. до н. э., стало доступно большинству мужского свободного населения античных государств. Вплоть до первых веков нашей эры оно было насущной необходимостью для полноценной жизни граждан во всех античных государствах Северного Причерноморья. Автор статьи привлекает многочисленные эпиграфические памятники из раскопок Ольвии, Херсонеса, Тиры и Боспора, а также некоторые литературные источники. Они дают возможность показать, как образование помогало активно участвовать в общественной жизни, грамотно защищать свои интересы в суде, писать письма и делать необходимые заметки на память.
Шкільна освіта, починаючи з V ст. до н. е., стала приступною більшості чоловічого населення античних держав. Аж до перших століть нашої ери вона була нагальною потребою для повноцінного життя громадян в усіх грецьких колоніях Північного Причорномор’я. Автор статті використовує численні пам’ятки епіграфіки з розкопок Ольвії, Херсонеса, Тіри й Боспора, а також деякі літературні джерела. Вони надають можливість показати, як освіта допомагала брати активну участь в суспільному житті, грамотно захищати свої інтереси в суді, писати листи й робити необхідні замітки для пам’яті.
Since the 5th century BC, school education became available to the majority of free male population of the antique states. It was imperative for the full life of the citizens in all antique states of the north Pontic area up to the first centuries of our era. The author uses numerous epigraphic monuments from the excavation of Olbia, Chersonesos, Tyra and the Bosporus, as well as some literary sources. They provide an opportunity to show how education helped to participate actively in public life, completely defend interests in the court, write letters and make necessary notes.