В докладе рассматривается вопросо мифологическом начале в изображении провинции в прозе Ф. Сологуба. Мифологическое начало распространяется на всю Российскую империю. Проявляется своеобразный метадискурс, указывающий на призрачность империи Романовых. Также происходит сопряжение Сологуба и А. Белого, то есть можно протянуть невидимую ниточку от «Мелкого беса» к «Петербургу». Ведь оба произведения считаются выдающимися текстами XX века, в которых совпадают темы , мотивы и поэтика. В романе Сологуба семиотическое поле мира создается с помощью знаковых образов, постигаемых в сопоставлении со знаковыми образами Петербурга. Важно, однако, понимать, что русский провинциальный город существует не только в оппозиции столице, но и как знак особой реалии России, как знак провинциальной культуры. К концу XIX столетия в русской литературе, сложившиеся два типа пространства в две мифологемы (миф о Петербурге – миф о провинции), обладают каждый своей знаковой символикой. К данной символике относятся памятник Фальконе в Петербурге, желтый цвет – цвет Петербурга, туман, тоже характеризующий столицу. А мифологизированное пространство провинции ассоцируется с некачественными дорогами, с управленческой неустроенностью и многими другими знаками. Ф. Сологуб в предложенном провинциальном сюжете частично сохранил литературную традицию в изображении провинции, но в каких-то аспектах даже усложнил ее. Он создал такой художественный образ провинциального мира, который повлиял на восприятия всей провинции негативно. Особый художественный образ провинции появился в творческой практике символистов в следующем дискурсе: 1) провинция является эмпирически реальной; 2) исторически типичной; 3) символичной и мифологически осмысленной – одновременно.
In the report is considered the question on the mythological beginning in the province image in F.Sologub's prose. The mythological beginning extends to all Russian empire. The original metadiscourse specifying in illusoriness of empire of Romanovs is shown. Also there is Sologub and A.Belogo's interface, that it’s possible to stretch an invisible thread from «the Small demon» to «Petersburg». After all both products are considered as outstanding texts of the XX-th century in which coincide themes, motives and poetics. In Sologub's novel the semiotics field of the world is created by means of the sign images comprehended in comparison to sign images of Petersburg. It is important to understand, however, that Russian country town exists not only in opposition to capital, but also as a sign on a special reality of Russia, as a sign on provincial culture. By the end of XIX century in the Russian literature developed two types of space in two mythologems (a myth about Petersburg – a myth about a province), possess everyone the sign symbolics. The given symbolics concern a monument of Falkone in Petersburg, yellow colour – colour of Petersburg, a fog too characterising capital. And mythological province space associate with poor-quality roads, with administrative disorder and many other signs. In the offered provincial plot F.Sologub partially has kept literary tradition in the province image, but in any aspects even has complicated it. He has created such artistic image of the provincial world which has affected perceptions of all province negatively. The special artistic image of a province has appeared in creative practice of symbolists in a following discourse: 1) the province is empirically real; 2) historically typical; 3) symbolical and mythological comprehended – simultaneously.