Статья посвящена рассмотрению относительно редкого, но важного для репертуара скифского
звериного стиля образа кабана. Анализируются источники формирования иконографии и стилистики образа, его внутренняя эволюция, а также роль
ближневосточных и греческих влияний. Полнофигурные изображения кабана в Северном Причерноморье редки, и выполнены, в большинстве своем,
из золота. Как правило, они украшают предметы
вооружения (колчаны, ножны мечей) и ритуально-культовые изделия (чаши, калафы). Большее распространение получил мотив обособленной головы вепря, появляющийся на рубеже VI—V вв. до н. э. и представленный, в основном, на бронзовых бляхах
и кабаньих клыках. Можно проследить два стилистических направления развития этого мотива:
«лаконичное», связанное с савроматским влиянием
и реалистично-декоративное, ставшее результатом дальнейшей разработки мотива боспорскими
мастерами. В научный оборот вводятся два новых изделия с изображением кабана, происходящие с территории Крыма.
The article deals with relatively rare but important
for Scythians animal style repertoire image of a wild
boar. The sources of iconography and style of the image
are analyzed, as well as his inner evolution and external influences from Central Asia, Near East, Iran
and Greece. Full figure image of a wild boar in the Northern Black Sea region in archaic period are very
rare unlike Central Asia and Southern Seberia, where these images were quite popular. Nevertheless some
typical Asian styled figures (in a «sudden stop» pose or standing «on a hoof tips») are represented in Kuban’
and Dniepr Forrest-Steppe regions. Obviously they connected to Central Asia tradition and may be an evidence
of migration process from eastern region to the Northern Black Sea in VII—VI centuries BC. The article
notes, that already in archaic period in Scythians burials being discovered artifacts with typical Greek
and Middle East images of a wild boar as well as Celtic imports from Central Europe.