У статті проаналізовано соціальну позицію
відомого елітного скіфського поховального комплексу, розкопаного у м. Бердянськ у 1977—1978 рр.
Матеріали кургану співвідносяться з синхронними
пам'ятками Нижнього Дніпра і Молочної. Заперечується версія про поховання жриці Великої богині
в Східній могилі цього кургану. Бердянський курган є еталонним для розуміння взаємозв’язку підземних споруд в єдиному поховальному комплексі. Подібна система простежується як в курганах представників скіфської еліти хронологічного горизонту
Бердянського кургану, так і в пізніший час.
В статье анализируется социальная позиция известного элитного погребального комплекса, раскопанного у г. Бердянска в 1977—1978 гг. Определяются элементы конструкции кургана, соотносимые с таковыми
в синхронных памятниках Нижнего Днепра и Молочной. Пересматривается версия о захоронении жрицы
великой богини в Восточной могиле этого кургана. В Бердянском кургане зафиксирована одновременность всех трех его могил. Это обстоятельство является эталонным для понимания взаимосвязи подземных
сооружений в едином погребальном комплексе. Подобная система прослеживается как в курганах представителей скифской элиты хронологического горизонта Бердянского кургана, так и в более позднее время.
The article analyzes the social position of the famous
elite burial complex, which was excavated near the
town of Berdyansk in the 1977—1978. We define the elements
of the kurhan structure that could be compared
to the similar ones in the synchronous monuments of
the Lower Dnieper and Molochnaya river. The version
of the burial of the priestess of the great goddess in this
Eastern tomb kurgan is reviewed in the article.
The simultaneity of all three of its graves is fixed in Berdyansk kurhan. This fact is the reference for understanding
of the interrelation of underground constructions in a single burial complex. Such a system can be traced in kurhans
of the representatives of Scythian elite of the period of Berdyansk kurhan as well as in later times.