Стаття присвячена ліпній посудині IV ст. до
н. е. з Циркунівського городища. Аналіз орнаментації, морфологічних ознак та контексту виявлення
знахідки дозволяє бачити її використання в обрядово-культових практиках.
В 2010 г. при раскопках городища скифского времени у с. Циркуны, расположенного на правом берегу р. Харьков, был найден лепной сосуд, который по форме, орнаментации и условиям обнаружения
предполагает использование его в культовых практиках. Зафиксирован он на дне ямы, положенным
на бок и накрытым большим обломком лепного кухонного горшка, что указывает на факт преднамеренного оставления его в комплексе. Сосуд имеет форму узкогорлого кувшинчика. В верхней части,
чуть ниже шейки, были расположены две ручки в
виде овальных в сечении налепов, придающие сосуду антропоморфные черты. Наибольший интерес
представляет орнамент-идеограмма с нарушенным
ритмом. Он состоит из двух горизонтальных зон ломанных прочерченных зигзагов, образующих чередующиеся вершинами вверх и вниз треугольные поля, которые заполнены разным количеством округлых вдавлений. Передача разных числовых значений
позволяет предполагать изображение определенного временного цикла, разделенного на отрезки. Сам
сосуд, учитывая особое семантическое значение, мог использоваться при отправлении культов, связанных с календарными праздниками.
In 2010 during the excavations of the Scythian time
hillfort near Tsvirkuny village, located on the right
bank of the Charkov river, a hand made vessel was
found. On the base of the shape of this vessel, its figuration
and conditions of revealing we can suppose it was
used for cult purposes. It was found on the bottom of a
pit, sited on the own side and covered by the big piece
of a large handmade pot. This evidences it was located
in this complex purposely. This vessel has a shape of a narrow-neck jug. In the upper part (lower of its neck)
there are two handles were situated. They were formed as an oval jut. Thus this gave the anthrop-amorphous
shape to this vessel. The most interesting is the design-
ideogram with the broken rhythm. It consists of two horizontal areas of the broken tracing zigzags.
They formed alternate triangular fields with an up and down tops, which were filled by the different number of
round small pits. Meaning the different numbers this can give us the possibility to suppose it was marked the
definite time cycle. It was parted on the spaces. So, according
to its special semantic significance, this vessel, could be used for the cults concerned with the calendar celebrations.