Определены механические и триботехнические характеристики композиционных многослойных покрытий Zr–ZrN на воздухе в температурном интервале 20–900 °С. Установлено, что коэффициент трения композиционного многослойного покрытия Zr–ZrN в паре со сталью 65Г имеет тенденцию к снижению при уменьшении скорости и увеличении нагрузки на образец от 10 до 30 кГ. Исследованы свойства покрытий в интервале температур 20–900 °С и показано, что твердость при нагрузке 1 кГ плавно снижается с 19 до 3,2 ГПа. Установлено, что твердость в дорожке трения покрытия увеличилась с 23 до 25 МПа, а твердость контртела – в два раза (с 4,5 до 9,0 ГПа). Выявлено, что коэффициент трения композиционного многослойного покрытия Zr–ZrN в паре с алмазом при скорости 16 мм/с находится в пределах 0,26–0,28.
Визначено механічні і триботехнічні характеристики багатошарових композиційних покриттів Zr–ZrN на повітрі в температурному інтервалі 20–900 °С. Встановлено, що коефіцієнт тертя композиційного багатошарового покриття Zr–ZrN впаре зі сталлю 65Г має тенденцію до зниження при зменшенні швидкості і збільшенні навантаження з 10 до 30 кГ. Досліджено високотемпературні властивості покриттів в інтервалі 20–900 °С і показано, що твердість при навантаженні 1 кГ плавно знижується з 19 до 3,2 ГПа. Встановлено, що твердість доріжці тертя покриття збільшилася з 23 до 25 ГПа, а твердість контртіла збільшилася в два рази – з 4,5 до 9,0 ГПа. Виявлено, що коефіцієнт тертя композиційного багатошарового покриття Zr–ZrN в парі з алмазом при швидкості 16 мм/с знаходиться в межах 0,26–0,28.
Mechanical and tribotechnical characteristics of composite multilayered coatings of Zr–ZrN on air and in a temperature interval 20–900 C are defined. It is established that the coefficient of friction of a composite multilayered coatings of Zr–ZrN together with steel 65G tends to decrease at reduction of speed and increase in loading with 10 до 30 kG. Hightemperature properties of coatings in the range of 20–900 оC are investigated and it is shown that hardness at loading of 1 kG smoothly decreases from 19 to 3,2 GPA. It is established that hardness in a path of friction of a covering has increased from 23 to 25 GPa, and the hardness of a counterbody has increased twice from 4,5 to 9,0 GPA. It is revealed that the coefficient of friction of a composite multilayered coatings of Zr–ZrN together with diamond at a speed 16mm/с at is in limits 0,26–0,28.