Статтю присвячено дослідженню передумов і напрямів інтеграції України до європейських науково-освітніх та інноваційних просторів в умовах Угоди про асоціацію України з ЄС з урахуванням тенденції посилення ролі регіонів у стимулюванні економічного зростання на інноваційних засадах. Визначено необхідність інституціоналізації регіональних інноваційних систем шляхом формування щільного інституціонального оточення, сприятливого до інновацій. Запропоновано концептуальну модель регіональної інноваційної системи, до якої має прагнути Україна. Проаналізовано тенденції освітньої та трудової міграції в Україні, визначено її позитивні та негативні наслідки для економіки.
Розроблено концепцію «Інноваційного ліфта»: від школи до Європи», засновану на методології «ощадливого стартапу», з його органічними складовими – бізнес-студіями (на рівні шкіл), бізнес-інкубаторами і науковими парками (на рівні вишів), українськими індустріальними парками та європейськими технопарками – як нового інструменту «вирощування» стартапів, запуску інноваційних бізнесів, створених на базі розробок наукових установ і закладів вищої освіти, шляхом забезпечення їх фінансовою, організаційною, інформаційною та іншими формами підтримки впродовж усього інноваційного ланцюжка створення доданої вартості від наукової ідеї до етапу серійного виробництва та виведення інновації на ринок. Концепція «Інноваційного ліфта»: від школи до Європи» заснована на сучасній методології та враховує практичний досвід створення стартапів у світі, тенденції освітньої та трудової міграції в Україні, передбачає розвиток широкої кооперації та співробітництва українських закладів вищої освіти, наукових установ, малих і середніх підприємців із зарубіжними колегами.
Ідея, покладена в основу концепції «Інноваційного ліфта»: від школи до Європи», полягає у забезпеченні молодих фахівців можливістю отримувати високоякісну освіту, нові знання, навички і практичний досвід ведення бізнесу на європейському ринку, не пориваючи зв’язків з Україною та її ринком і застосовуючи їх на благо рідкої країни.
Обґрунтовано, що наділення регіональних наукових центрів НАН України та МОН України додатковими повноваженнями щодо координації зв’язків між підсистемами регіональних інноваційних систем та удосконалення мережі наукових центрів відкриває можливості для формування міждержавних і транскордонних науково-освітніх та інноваційних просторів, на базі яких можуть формуватися міждержавні й транскордонні інноваційні системи та кластери як засіб кооперації та співробітництва України з країнами-членами ЄС в умовах Угоди про асоціацію України з ЄС з урахуванням тенденцій розвитку кооперенції (кооперації+конкуренції).
Статья посвящена исследованию предпосылок и направлений интеграции Украины в европейские научно-образовательные и инновационные пространства в условиях Соглашения об ассоциации Украины с ЕС с учетом тенденции усиления роли регионов в стимулировании экономического роста на инновационной основе. Определена необходимость институционализации региональных инновационных систем путем формирования плотного институционального окружения, способствующего инновациям. Предложена концептуальная модель региональной инновационной системы, к которой должна стремиться Украина. Проанализированы тенденции образовательной и трудовой миграции в Украине, выделены ее положительные и отрицательные последствия для экономики.
Разработана концепция «Инновационного лифта» от школы к Европе», основанная на методологии «бережливого стартапа», с его органическими составляющими – бизнес-студиями (на уровне школ), бизнес-инкубаторами и научными парками (на уровне учреждений высшего образования), украинскими индустриальными парками и европейскими технопарками – как нового инструмента «выращивания» стартапов, запуска инновационных бизнесов, созданных на базе разработок научных учреждений и учреждений высшего образования, путем обеспечения их финансовой, организационной, информационной и другими формами поддержки на протяжении инновационной цепочки создания добавленной стоимости от научной идеи до этапа серийного производства и вывода инновации на рынок. Концепция «Инновационного лифта»: от школы к Европе» основана на современной методологии и учитывает практический опыт создания стартапов в мире, тенденции образовательной и трудовой миграции в Украине, предусматривает развитие широкой кооперации и сотрудничества украинских учреждений высшего образования, научных учреждений, малых и средних предпринимателей с зарубежными коллегами.
Идея, положенная в основу концепции «Инновационного лифта»: от школы к Европе», заключается в обеспечении молодых специалистов возможностью получать высококачественное образование, новые знания, навыки и практический опыт ведения бизнеса на европейском рынке, не порывая связей с Украиной и ее рынком и используя их на благо родной страны.
Обосновано, что наделение региональных научных центров НАН Украины и МОН Украины дополнительными полномочиями по координации связей между подсистемами региональных инновационных систем и совершенствование сети научных центров открывает возможности для формирования межгосударственных и трансграничных научно-образовательных и инновационных пространств, на базе которых могут формироваться межгосударственные и трансграничные инновационные системы и кластеры как средство кооперации и сотрудничества Украины со странами-членами ЕС в условиях Соглашения об ассоциации Украины с ЕС с учетом тенденций развития кооперенции (кооперации + конкуренции).
The article devoted to the exploration of the prerequisites and directions of Ukraine's integration within the European scientific-educational and innovation areas under the Association agreement with the European Union in view of the trend of strengthening the role of the regions in stimulating innovation-based economic growth. The article also identified the need for institutionalization of regional innovation systems by forming of a closely institutional milieu that fosters innovation. The conceptual model of a regional innovation system, to which Ukraine should seek, is proposed. Some aspects are considered are tendencies of educational and labor migration in Ukraine, its positive and negative consequences for the economy are highlighted.
The concept of «Innovative lift: from school to Europe» has been developed, which based on the methodology of the «lean start-up”, with its components – business-studios (at the school level), business incubators and scientific parks (at the level of higher education institutions), Ukrainian industrial parks and European technology parks - as a new tool for «cultivation” of start-ups, launching of innovative businesses by providing them with financial, organizational, informational and other forms of support throughout the innovative value chain from the scientific idea to the stage of mass production and bringing innovation to the market. The concept of «Innovative lift: from school to Europe» is based on modern methodology and takes into account the practical experience of creating start-ups in the world, the tendencies of educational and labor migration in Ukraine, provides for the development of broad cooperation of Ukrainian higher education institutions, scientific institutions, small and medium-sized entrepreneurs with foreign colleagues.
The idea behind the concept of «Innovative lift: from school to Europe» is to provide young professionals with the opportunity to receive high-quality education, new knowledge, skills and practical experience of doing business in the European market without breaking ties with Ukraine and its market and then using them for the benefit of the native country.
It is proved that empowerment deriving of regional scientific centers of the National Academy of Sciences of Ukraine and the Ministry of Education and Science of Ukraine to coordinate the links between the subsystems of regional innovation systems and the improvement of the network of scientific centers opens up opportunities for the formation of inter-state and cross-border scientific-educational and innovation areas on the basis of which may be formed inter-state and cross-border systems and clusters as a means of cooperation of Ukraine with the EU member countries under the EU-Ukraine Association Agreement, taking into account the development trends of coopertition (cooperation + competition).