Розроблено метод розрахункової сумарної оцінки впливу коригування і зношування зубів на ресурс зубчастих циліндричних передач та контактні напруження. У результаті обчислень встановлено якісні і кількісні закономірності впливу конструкційного (кутового коригування зачеплення) та експлуатаційного (лінійного зношування зубів) чинників. Показано, що за кутового коригування наявний оптимум коефіцієнтів зміщення, за яких ресурс буде максимальним порівняно з некоригованим зачепленням. Встановлено, що реальна тривалість роботи та несуча здатність передачі буде вища за врахування зміни вихідних профілів зубів внаслідок їх зношування.
Разработан метод расчетной суммарной оценки влияния корригирования и износа зубьев на ресурс зубчатых цилиндрических передач, а также на контактные напряжения. В результате вычислений установлены качественные и количественные закономерности влияния конструкционного (углового корригирования зацепления) и эксплуатационного (линейного износа зубьев) факторов. Показано, что при угловом корригировании имеется оптимум коэффициентов смещения, при которых ресурс будет максимальным в сравнении с некорригированным зацеплением. Установлено, что реальная продолжительность работы и несущая способность передачи будет более высокой при учете изменения исходных профилей зубьев вследствие их изнашивания.
The method of integrating summary calculation of the influence of correction and wear of teeth on the teeth cylindrical transmissions life and also on the contact stresses has been developed. As a result of conducted calculations the qualitative and quantitative regularities of the influence of structural (angular correction of engagement) and operating (linear wear of teeth) influence factors have been established. It is shown that under angular correction there is the optimum of displacement coefficient, for which a resource will be maximal comparing to the uncorrected engagement. It is established, that the real work duration and bearing strength of transmission will be higher when taking into account the change of the teeth initial profiles as a result of their wear.