В статье поставлена и решена задача обоснования метода градуировки измерительных каналов цифровой системы мониторинга натяжений канатов шахтной многоканатной подъемной установки. Разработана математическая модель и получены формулы для
расчета градуировочных коэффициентов на основании данных тестовых измерений натяжений канатов в промышленных условиях с применением вспомогательного измерительного
оборудования. Приведена методика выполнения тестовых измерений в условиях действующего подъема, основанная на проведении серии контрольных измерений при груженых и порожних скипах. Показано, что использование градуировочных функций позволяет средствами программного обеспечения верхнего уровня аппаратно-программного комплекса мониторинга натяжений канатов выполнять расчеты: отклонений натяжений канатов в отвесах
отсредних значений и сравнения их с допустимыми пределами согласно нормативной документации (25%, 15%), текущих отклонений длин канатов в навеске, величин необходимого
укорочения канатов, текущих относительных отклонений радиусов желобов ведущего и отклоняющего шкивов от среднего значения и их сравнения с нормативными, величин необходимой подрезки футеровки желобов для минимизации отклонений натяжений и устранения
пробуксовки канатов по ведущему и отклоняющему шкивам, текущего значения запаса по
нескольжению для каждого каната по критерию Эйлера. Указано, что для подъемной установки c двумя моноблочными шкивами эта функция
может быть реализована при одновременных с измерениями натяжений канатов в отвесах
измерениями начальных натяжений в канатах струны между шкивами и коротком отвесе при
верхнем положении одного из подъемных сосудов и расчетом отклонений длин канатов от
среднего значения в навеске.
У статті поставлена і вирішена задача обґрунтування методу градуювання вимірювальних каналів цифрової системи моніторингу натягу канатів шахтної багатоканатною
підйомної установки. Розроблена математична модель і отримані формули для розрахунку
градуювальних коефіцієнтів на підставі даних тестових вимірювань натягу канатів в промислових умовах із застосуванням допоміжного вимірювального обладнання. Наведено методику виконання тестових вимірювань в умовах чинного підйому, заснована на проведенні серії
контрольних вимірювань при навантажених і порожніх скіпах. Показано, що використання
градуювальних функцій дозволяє засобами програмного забезпечення верхнього рівня апаратно-програмного комплексу моніторингу натягу канатів виконувати розрахунки: відхилень
натягу канатів в схилах від середніх значень і порівняння їх з допустимими межами згідно з
нормативною документацією (25%, 15%), поточних відхилень довжин канатів в навішуванні,
величин необхідного укорочення канатів, поточних відносних відхилень радіусів жолобів
ведучого і відхилюючого шківів від середнього значення і їх порівняння з нормативними,
величин необхідного підрізування футерування жолобів для мінімізації відхилень натягів і
усунення пробуксовки канатів по ведучому і відхилюючому шківів, поточного значення запасу по нековзанню для кожного каната за критерієм Ейлера. Зазначено, що для підйомної
установки і двома моноблоковими шківами ця функція може бути реалізована при одночасних з вимірами натягу канатів у схилах, вимірами початкових натягів в канатах струни між
шківами і короткому схилі при верхньому положенні однієї з підйомних посудин і розрахунком відхилень довжин канатів від середнього значення в навішуванні.
In the article is set and decided the problem of ground method of calibrating measuring
channels of the digital system monitoring of ropes pulls of the mine multirope lifting setting. A
mathematical model is developed and formulas for the calculation of calibration coefficients on the
basis of information of the test measurings pulls of ropes in industrial terms with the use of auxiliary
measuring equipment are got. The method of implementation of the test measurings in the conditions
of the active winding, based on conducting series of the control measurings at loaded and
empty skips, is resulted. It is shown that the use of calibration functions allows by facilities of top
level software of vehicle-programmatic complex of monitoring pulls of ropes to execute calculations:
rejections of pulls of ropes in plumbs from the mean values and comparison of them with
possible limits in obedience to a normative document (25%, 15%), current rejections lengths of ropes in the hinge-plate, sizes of the necessary shortening of ropes, current relative deviations of
radiuses chamfers of leading and declining pulleys from the mean value and their comparison with
normative, sizes of the necessary paring of fettling chamfers for minimization rejections of pulls
and removal of slippage of ropes on leading and declining pulleys, current value of supply on unsliding
for every rope on the criterion of Euler.
It is indicated, that for the lifting setting with two monosectional pulleys this function can be
realized at simultaneous with measurings of pulls of ropes in plumbs by measurings of initial pulls
in the ropes of string between pulleys and short plumb at top position of one of lifting vessels and
calculation rejections lengths of ropes from the mean value in the hinge-plate.