В статье изложены материалы экспериментальных исследований многоканатной подъемной установки с отклоняющим моноблочным шкивом, которая оснащена первым в Украине аппаратно-программным комплексом контроля натяжений канатов. Разработанное научно-методическое и программное обеспечение комплекса позволяет во время работы подъемной установки получать, выводить на монитор и сохранять в накапливающейся базе данных непрерывную информацию о натяжениях каждого из канатов на участках отвесов, отклонений натяжений каждого из канатов от среднего значения, сравнивать фактические отклонения натяжений с нормированными в Правилах Безопасности значениями. Полученные в статье результаты показали, что наличие в системе второго моноблочного шкива превращает короткий участок струны канатов между шкивами в концентратор разбаланса натяжений. Это приводит к тому, что в процессе подъема скипов 7 - 8 раз за цикл через каждые 20-40 метров происходит срыв отдельных канатов с пробуксовкой по отклоняющему шкиву. При этом величина пробуксовки каната оказывается настолько большой, что вызывает синхронное локальное неупругое проскальзывание канатов по ведущему шкиву. Разработанное методическое и математическое обеспечение позволяет на основании данных измерения натяжений канатов автоматически рассчитывать величины рекомендуемой коррекции радиусов желобов футеровки каждого из шкивов и коррекции длин канатов, обеспечивающие более равномерное распределение их натяжений между собой. Это способствует повышению срока службы канатов, снижению ударных нагрузок на армировку и повышению безопасности работы подъема.
У статті викладені матеріали експериментальних досліджень багатоканатної підйомної установки з відхилюючим моноблоковим шківом, яка оснащена першим в Україні апаратно-програмним комплексом контролю натягу канатів. Розроблене науково-методичне та програмне забезпечення комплексу дозволяє під час роботи підйомної установки отримувати, виводити на монітор і зберігати в накопичується базі даних безперервну інформацію про натягу кожного з канатів на ділянках схилів, відхилень навантажень кожного з канатів від середнього значення, порівнювати фактичні відхилення навантажень з нормованими в Правилах Безпеки значеннями. Отримані в статті результати показали, що наявність в системі другого моноблочного шківа перетворює короткий ділянку струни канатів між шківами в концентратор разбалансу навантажень. Це призводить до того, що в процесі підйому скіпів 7 - 8 разів за цикл через кожні 20-40 метрів відбувається зрив окремих канатів з пробуксовкою по відхилюючому шківу. При цьому величина пробуксовки каната виявляється настільки великою, що викликає синхронне локальне непружнє прослизання канатів по ведучому шківу. Розроблене методичне та математичне забезпечення дозволяє на підставі даних вимірювання навантажень автоматично розраховувати величини рекомендованої корекції радіусів жолобів футерування кожного з шківів і корекції довжин канатів, що забезпечують більш рівномірний розподіл їх навантажень між собою. Це сприяє підвищенню терміну служби канатів, зниження ударних навантажень на армування і підвищенню безпеки роботи підйому.
The article presents materials with experimental studies of multiple-rope hoist with deflecting monoblock pulley, which is equipped with the first in Ukraine hardware-software complex for controlling the rope tensions. The developed scientific methods and software of the complex allow, when the hoist is in operation, receiving, displaying and storing in accumulating database continuous information about the tension of each of the ropes in the plumb areas, each of the rope tension deviations from the mean value, and comparing actual tension deviation with normalized values in the Safety Regulation. The obtained results presented in the article show that the second monoblock pulley installed in the system transforms a short sector of the rope line between the pulleys into concentrator of the unbalanced tensions and leads to the situation when some ropes slide down and slip on the deflecting pulley each 20-40 meters if a skip is lifted up 7 – 8 times per cycle. The rope slippage is so large that it causes a synchronous local inelastic rope slipping on the drive pulley. Basing on the data of measured rope tensions, the developed methodology and software can automatically calculate values for the recommended correction of the lining gutter radius per each of the pulleys and rope length in order to ensure a more even distribution of tensions between the ropes. This extends service life of the ropes, reduces load impact on the shaft equipment and improves safety of the hoist operation.