Овладение профессией судового оператора предусматривает, наряду с получением теоретических знаний, отработку и закрепление профессионально важных навыков и умений на тренажерах разной степени сложности. Этот вид подготовки в морских вузах составляет около 30% учебной нагрузки. Проведены психофизиологические исследования в процессе тренажерной практики у 187 курсантов и 57 судовых операторов при прохождении последипломной подготовки в тренажерных центрах в динамике. Отмечены положительные изменения психоэмоционального статуса обследованных с выраженной мобилизацией психофизиологических функций. Наблюдался статистически значимый рост точности реакции на движущийся объект (с 39,0± 1,3 до 51,4 ± 0,6%), объема опреативной памяти (с 8,5 ± 0,31 до 9,6 ± 0 , 23 чисел), снижалось количество ошибок по тесту на подвижность нервных процессов (РНП) (с 13,6 ± 1,3 до 6,9 ± 0,7%, соответственно), а также улучшались показатели внимания. В конце цикловых занятий у курсантов результаты совпадали, а по некоторым показателям превышали таковые у моряков, что является важным свидетельством их готовности к профессиональной деятельности в качестве судовых операторов.
Оволодіння професією суднового оператора передбачає, поряд з набуттям теоретичних знань, відпрацювання і закріплення професійно важливих навичок та умінь на тренажерах разного ступеню складності. Цей вид підготовки у морських вищих навчальних закладах дорівнює близько 30% навчального навантаження.
Проведені психофізіологічні дослідження в процесі тренажерної практики у 187 курсантів і 57 суднових операторів під час проходження післядипломної підготовки у Тренажерному центрі в динамиці. Відмічені позитивні зміни психоемоційного статуса обстежених з вираженою мобілізацією психофізіологічних функцій. Статистично
значуще зростала точність реакції на рухомий об’єкт (з 39,0 ± 1,3 до 51,4 ± 0,6%), обсяг опреативної пам’яті (з 8,5 ± 0,31 до 9,6 ± 0,23 чисел), знижувалася кількість помилок за тестом на рухомість нервових процесів (РНП) (з 13,6 ± 1,3 до 6,9 ± 0,7%, відповідно), а також покращувалися показники уваги. Наприкінці циклових занять у
курсантів результати співпадали, а за деякими показниками перевищували такі у моряків, що являється важливим свідоцтвом їх готовності до професійної діяльності у якості суднових операторів.
Mastering the profession of ship operator assumes, along with the acquisition of theoretical knowledge, its development and consolidation of important professional skills on simulators of varying difficulty. This type of training in maritime schools is about 30% of the teaching load. Spend HN+physiological studies in the simulator practice for 187 marine cadets and 57 ship operators during the post-graduate training in the fitness center in the dynamics. Noted positive changes psihoemo-tional status of individuals with severe mobilization psychophysiological and
logical functions. Significantly increased the accuracy of responses to a moving object (from 39,0 ± 1,3 to 51,4 ± 0,6%), the volume opreativnoy memory (up to 8,5 ± 0,31 9,6 ± 0,23 numbers) reduces the number of errors
on the test PNP (from 13,6 ± 1,3 to 6,9 ± 0,7%, respectively), as well as the improved performance of attention. At the end of the cycles of the results were the same students, and in some aspects superior to those of the
sailors, which is an important indicator of readiness for professional work as ship operators.