Рассматривается физическая модель преодоления социально-экономического кризиса в стране как система, в которой происходят про цессы обмена, распределения и перераспределения ресурсов в стационарном и нестационарном, равновесном и неравновесном режимах. Проводится классификация ресурсов на организующие и дезорганизующие. В рамках решения задачи ресурсодинамики показывается, что кризисные режимы стран критически зависят от низкоэнтропийных ресурсов. Наиболее эффективным антикризисным ресурсом оказывается наука. В тесной связи с наукой следует рассматривать такой ресурс как образование. Однако вопреки системной логике, в условиях кризиса правительства обычно предпринимают в отношении науки действия, противоположные спасительным, — сокращение бюджетов науки и реформы науки.
Розглядається фізична модель подолання соціально-економічної кризи в країні як система, в якій відбуваються процеси обміну, розподілу і перерозподілу ресурсів у стаціонарному і нестаціонарному, рівноважному і нерівноважному режимах. Проводиться класифікація ресурсів на організуючі та дезорганізуючі. У межах розв’язання задачі ресурсодинаміки показано, що кризисні режими країн критично залежать від низькоентропійних ресурсів. Найбільш ефективним антикризовим ресурсом виявляється наука. У тісному зв’язку з наукою слід розглядати такий ресурс як освіта. Однак всупереч системній логіці, в умовах кризи уряди зазвичай вдаються стосовно науки до дій, протилежних рятівним, — скорочення бюджетів науки і реформи науки.
The physical model for fighting the socio-economic crisis in a country is addressed as a system wherein the processes of change, distribution and redistribution of resources in stationary and non-stationary, equilibrium and non-equilibrium regimes occur. Classification of resources into organizing ones and disorganizing ones is made. The problem of resource dynamics is solved to demonstrate that crisis regimes in countries are critically dependent on low-entropy resources. Science appears to be the most effective anti-crisis resource. A resource like education should be dealt with in close connection with science. However, contrary to the system logic, in crisis conditions governments tend to cut science budgets and launch reforms of science, i. e. take actions opposite to rescue ones.