Публикуемый предмет происходит из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича в Херсонесе и представляет собой навершие в виде грифона. Аналогии позволяют предположить, что грифон служил навершием шлема. Грифон мог украшать как римский кавалерийский парадный шлем, так и шлем гладиатора-фракийца. Использование образа грифона в римское время связано с почитанием богини Немесиды в качестве покровительницы гладиаторов и солдат. Обнаружение в Херсонесе парадного или гладиаторского шлема является свидетельством проведения здесь вооруженных состязаний.
Предмет, що публікується - навершя у вигляді грифона, походить з розкопок К.К. Косцюшко-Валюжиніча в Херсонесі. Аналогії дозволяють припустити, що грифон слугував навершям шолому. При цьому, грифон міг прикрашати як римський кавалерійський парадний шолом, так і шолом, що належав гладіатору-фракійцю. Використання образу грифона в римський час пов.язане з шануванням богині Немезиди, як покровительки гладіаторів і солдатів. Виявлення в Херсонесі парадного або гладіаторського шолому є свідоцтвом проведення тут озброєних змагань.
The provenance of the published object is the excavations headed by K. K. Kosciushko-Valiuzhinich in Chersonesos and presents the top in the form of a gryphon. Analogies enable to assume that the gryphon served as a top to a helmet. The gryphon might decorate a Roman parade helmet of a cavalryman as well as a helmet of a gladiator-Thracian. The usage of the image of gryphon in the Roman times is connected with worshipping of goddess Nemesis as a patron of gladiators and soldiers. The find of the helmet, a parade one or belonging to gladiator, testifies to the fact that military competitions took place here in Chersonesos.