Рассмотрено состояние производства и разработок в области получения синтетических моторных топлив из углеводородного сырья. Как основной в последние годы рассматривается метод Фишера-Тропша. Показано, что создание в Украине производственных мощностей по получению жидких моторных топлив из угля, биомассы, твердых бытовых отходов и других углеродсодержащих видов сырья нецелесообразно. Существующее производство в ЮАР убыточно и дотируется государством. Небольшие производства в Китае существуют только благодаря низкой стоимости угля. Падение цен на нефть, которое может оказаться долгосрочным в случае дальнейшего подтверждения теории ее неорганического происхождения, сводит на нет все существующие планы строительства новых заводов синтетического топлива. Во многих странах выполняются исследовательские проекты по проблеме, рассчитанные на возможную перспективу. В Украине целесообразно начать исследования некоторых элементов процесса синтеза.
Розглянуто питання про стан виробництва та розробок в галузі отримання синтетич-них моторних палив з вуглеводневої сировини. Як основний в останні роки розглядається метод Фішера-Тропша. Стверджується, що створення в Україні виробничих потужностей по отриманню рідких моторних палив з вугілля, біомаси, твердих побутових відходів та інших вуглевмісних видів сировини недоцільно. Існуюче виробництво у ПАР збиткове і дотується державою. Невеликі потужності в Китаї існують завдяки низькій вартості вугілля. Падіння цін на нафту може виявитись довготривалим у разі подальшого підтвердження теорії її неорганічного походження. Це зводить нанівець існуючі плани будівництва нових заводів синтетичного палива. У багатьох країнах виконуються дослідницькі проекти з проблеми, що розраховані на можливу перспективу. В Україні доцільно розпочати дослідження деяких складових процесу синтезу.
The problems of production and developments in a field of synthetic motor fuels receiving from hydrocarbons are considered. As a main Fisher-Tropsh’s method is considered. It is confirming, that creation in Ukraine industrial scale liquid motor fuels production from coal, biomass, municipal wastes or other kinds of carbon content raw materials is not advisable. Existing production in SAR is subsided by government. A comparatively little plants in China work thanks to law coal cost. Decreasing of oil priñes may be long term in a case of farther confirming of theory of its non-organic formation. Because of this almost all existing intentions as to building of new plants of synthetic fuel production are cancelled. The research projects of problem are provided in many countries. It is advisable to start investigation of some components of synthesis process in Ukraine.