В статье представлены результаты систематических измерений точности позиционирования стационарных навигационных пунктов, координаты которых известны, оборудованных одно- и двухчастотным навигационными приемниками систем GPS и ГЛОНАСС. Особое внимание уделено параметрам окружающей среды, обусловленным дождями, в том числе летними грозовыми, снегом, туманом и облачностью. Проведены экспериментальные исследования флуктуаций зенитной тропосферной задержки и пространственных координат приемных пунктов, расположенных на расстоянии 5,8 км. Выполнена оценка факторов, ограничивающих предельно достижимую точность позиционирования. Результаты работы актуальны для задач оперативного прогнозирования метеорологических явлений и исследования их физических свойств.
У статті представлено результати систематичних вимірювань точності позиціонування стаціонарних навігаційних пунктів, координати котрих відомі, оснащених одно- та двочастотними навігаційними приймачами систем GPS та ГЛОНАСС. Особливу увагу приділено параметрам навколишнього середовища, обумовленим дощами, у тому числі літніми грозовими, снігом, туманом та хмарністю. Проведено експериментальні дослідження флуктуацій зенітної тропосферної затримки та просторових координат приймальних пунктів, розміщених на відстані 5,8 км. Виконано оцінку факторів, що обмежують максимально досяжну точність позиціонування. Результати роботи актуальні для задач оперативного прогнозування метеорологічних явищ та дослідження їх фізичних властивостей.
In the paper we presented the results of systematic measurements of the positioning precision of several stationary navigation stations with known coordinates, which are equipped with single- and dual-frequency GPS/GLONASS navigation receivers. Particular attention has been paid to environment parameters caused by rains (including summer rains with thunderstorms), snowfalls, fogs and clouds. The experimental investigations of the fluctuations of zenith tropospheric delay and spatial coordinates of the reception stations located at the distance of 5.8 km have been performed. The factors which limit the maximum permissible positioning precision have been evaluated. The results of the paper are relevant to the problems of operative prediction of the meteorological phenomena and researching their physical properties.