Представлены результаты измерений силы сопротивления прямоугольных каверн, в форму кормы которых внесены некоторые конструктивные изменения. Испытания проводились в гидродинамической трубе в турбулентном потоке на модели крыла малого удлинения. На плоской нижней поверхности модели крыла устраивались прямоугольные каверны с изменяемой формой кормовой стенки каверны. Результаты испытаний представлены в виде зависимостей коэффициента сопротивления каверны от числа Рейнольдса и от относительного удлинения каверны. Представлены также результаты визуализации течений в кавернах. Показано, что рассмотренными в работе вариантами геометрии кормовых стенок каверн можно существенно снизить сопротивление прямоугольной каверны фиксированного размера и повысить устойчивость вихревых структур внутри каверны.
Наведено результати вимiрювань сили опору прямокутних каверн, в форму корми яких були внесенi деякi конструктивнi змiни. Випробування було проведено в гiдродинамiчнiй трубi при турбулентному обтiканнi моделi крила малого видовження. На плоскiй нижнiй поверхнi моделi крила утворювались прямокутнi каверни з змiнюваною формою кормової стiнки каверни. Результати випробувань наведено у виглядi залежностей коефiцiєнта опору каверни вiд числа Рейнольдса та вiдносного видовження каверни. Наведено результати вiзуалiзацiї течiй в кавернах. Показано, що розглянутими в роботi варiантами геометрiї кормових стiнок каверн можна суттєво зменшити опiр прямокутної каверни фiксованого розмiру та збiльшити стiйкiсть вихрових структур всерединi каверни.
The results of measuring the resistance force of rectangular cavities in the form which made some design changes. The tests were carried out in the hydrodynamic pipe at turbulent flow of the wing model of small aspect ratio. On the flat bottom surface of the cavity arranged pattern of various shapes. The caverns located along the wingspan perpendicular incident flow. Results are presented as the cavity drag coefficient on the Reynolds number and the elongation of the cavity. The results of flow visualizations in caverns are presented. It is shown in particular that the methods discussed in the paper can significantly reduce the resistance of rectangular cavities and increase the sustainability of trends within these cavities.