В настоящее время отсутствует общепризнанная методика испытаний термической стойкости многослойных наплавленных образцов. Существующий достаточно широко применяемый метод оценки термической стойкости, основанный на определении количества циклов нагрев-охлаждение до появления сетки термических трещин, не позволяет провести точную оценку термостойкости при испытаниях многослойных наплавленных образцов, обладающих достаточно высокой термической стойкостью. Цель работы заключается в создании или усовершенствовании методики оценки
термической стойкости многослойного наплавленного металла, которая бы позволила исследовать динамику распространения термических трещин по глубине наплавленного слоя и ее изменение в зависимости от характеристик наплавленных слоев. Усовершенствована разработанная ранее в ИЭС им. Е.О. Патона методика, что позволило провести точную оценку термической стойкости наплавленного металла. Установлено, что характер линии сплавления оказывает определенное влияние на термическую стойкость образца в целом, при этом наплавка пластичного подслоя проволокой Св-08А способствует торможению роста трещин термической усталости и увеличению общей термостойкости примерно на 20 %. Усовершенствованная методика может быть использована для точной оценки термической стойкости наплавочных материалов, применяющихся при изготовительной или восстановительной наплавке инструментов для горячего деформирования.
At the present time there is no generally-accepted procedure of testing the thermal resistance of multilayer deposited specimens. The existing sufficiently widely used method of evaluation of thermal resistance, based on determination of number of heating-cooling cycles up to the appearance of a network of thermal cracks, does not allow carrying out a precise evaluation of thermal resistance during testing of multilayer deposited specimens possessing a rather high thermal resistance. The aim of the work consists in development or improvement of the procedure of evaluation of thermal resistance of the multilayer deposited metal, which could allow investigating the dynamics of propagation of thermal cracks in depth of the deposited layer and its change depending on characteristics of the deposited layers. The procedure, developed at the E.O. Paton Electric Welding Institute, was improved that made it possible to carry out the precise evaluation of thermal resistance of the deposited metal. It was found that the fusion line nature has a definite effect on thermal resistance of the specimen as a whole. In this case the surfacing of a ductile sublayer by wire Sv-08A contributes to arresting the growth of the thermal fatigue cracks and increase in total thermal resistance approximately by 20 %. The improved procedure can be used for the precise evaluation of thermal resistance of surfacing materials, used in manufacture or restoration surfacing of tools for hot deforming.