Изложен метод расчета поврежденности оболочки твэла легководного реактора, позволяющий снизить в пять раз коэффициент запаса при оценке долговечности оболочки по группе прочностных критериев. Разработаны критериальная модель эффективности управления свойствами твэлов и вероятностная модель расчетных параметров эксплуатации твэла. Предложен метод управления перестановками ТВС в АКЗ реактора типа ВВЭР-1000, позволяющий находить алгоритмы перестановок, характеризующиеся минимумом максимальной и средней поврежденности оболочек, при максимальной равномерности распределения поврежденности оболочек и глубины выгорания топлива среди ТВС внутри алгоритма перестановок.
Викладено метод розрахунку пошкодження оболонки твела легководного реактора, що дає змогу знизити в п’ять разiв коефіцієнт запасу при оцінюванні довговічності оболонки за групою міцностних критеріїв. Розроблено критеріальну модель ефективності управління властивостями твелiв та iмовiрнiсну модель розрахункових параметрів експлуатації твела. Запропоновано метод управління переставленнями ТВЗ в АКЗ реактора типу ВВЕР-1000, що дозволяє знаходити алгоритми переставлень з мінімумом максимального та середнього пошкоджень оболонок, при максимальній рівномірности розподілу пошкодження оболонок і глибини вигорання палива між ТВЗ в середині алгоритму переставлень.
A method of LWR fuel element (FE) cladding damage calculation which allows us to reduce safety factor five times, when estimating cladding durability according to the strength criteria, has been described. A criterion model of FE properties control efficiency and a probabilistic model of FE operating calculated parameters, have been developed. A method of VVER-1000 fuel rearrangement control which allows us to find rearrangement algorithms having minimum values of maximum and average cladding damage, as well as maximum uniformity of damage and burnup among all the FAs for a rearrangement algorithm, has been proposed.