Вентиляційні системи вугільних шахт є складними динамічними об'єктами з тими, що змінюються, структурою і аеродинамічними параметрами. Як об'єкт контролю технічні системи з такими особливостями відносяться до класу реконфігуємих систем, які вимагають безперервного контролю за їх станом. В даний час такий контроль реалізується сумісним використовуванням стаціонарних і переносних приладів. Місця установки стаціонарних приладів визначаються вимогами Правил безпеки, а контроль переносними приладами виконується гірничими майстрами по заздалегідь вибраних маршрутах на підставі схеми гірничих робіт. На практиці це приводить до нерівномірності завантаження маршрутів і неврахування ергономічності руху по них. При цьому не враховується можливість скорочення трудомісткості руху гірничих майстрів по маршруту і збільшення достовірності первинних даних при оптимізації їх обсягу. Це обумовлює розробку сучасних чисельних комп'ютерних методів формування раціонального базису маршрутів і його комплексування з розташуванням стаціонарних давачів вимірювання аеродинамічних параметрів шахтної вентиляційної мережі. Такий підхід дозволяє підвищити продуктивність праці гірничих майстрів під час руху їх по маршрутах з метою збирання первинної інформації про шахтну вентиляційну мережу, яка реконфігурується, і контролю стану стаціонарних приладів.
Вентиляционные системы угольных шахт являются сложными динамическими объектами с изменяющимися структурой и аэродинамическими параметрами. В качестве объекта контроля технические системы с такими особенностями относятся к классу реконфигурируемых систем, которые требуют непрерывного контроля за их состоянием. В настоящее время такой контроль реализуется совместным использованием стационарных и переносных приборов. Места установки стационарных приборов определяются требованиями Правил безопасности, а контроль переносными приборами выполняется горными мастерами по предварительно выбранным маршрутам на основании схемы горных работ. На практике это приводит к неравномерности загрузки маршрутов и неучету эргономичности движения по ним. При этом не учитывается возможность сокращения трудоемкости движения горных мастеров по маршруту и увеличения достоверности первичных данных при оптимизации их объема. Это обуславливает разработку современных численных компьютерных методов формирования рационального базиса маршрутов и его комплексирование с расположением стационарных датчиков измерения аэродинамических параметров ШВС. Такой подход позволяет повысить производительность труда горных мастеров при движении их по маршрутам с целью сбора первичной информации о реконфигурируемой ШВС и контроле состояния стационарных приборов.
Ventilation systems in the coal mines are complicated dynamic objects with variable structure and aerodynamic parameters. As an object of control, such technical systems with such features are referred to the class of re-configurable systems whose state requires continuous control. Today such control is realized by combination of stationary and portable devices. Location for stationary device installation is determined by safety regulations, and portable devices are used by mining foremen to control the system state on the preliminary chosen routes basing on a plan of mining operations. In practice, it results in uneven load of the routes and no traffic ergonomics. However, labour intensiveness of the mining foreman motions along the routes could be reduced and basic data could be more truthful if to optimize their content. These aspects should be in the focus of designing of new up-to-date computer methods for forming rational routes and their interconnecting with stationary sensors which measure aerodynamic parameters of the mine ventilation systems. Such approach allows to improve labour productivity of the mining foremen when they move along the routes and collect primary information on a re-configurable ventilation system and control state of stationary devices.