Данная статья посвящена проблемам формирования у крымских татар –
учащихся начальных классов орфоэпических навыков украинской речи. Наблюдения за
речью учащихся позволили выявить орфоэпические ошибки, которые связаны с
влиянием на украинскую речь крымских татар родного языка (крымскотатарского), с
одной стороны, и языка-посредника (русского) - с другой, а также выделить причины
появления этих ошибок. В статье рассмотрена украинская речь крымскотатарских
учащихся с точки зрения ее интонационного оформления и приведены примеры
упражнений, которые направлены на выработку произносительных навыков
украинской речи.
Ця стаття присвячена проблемам формування у кримських татар – учнів
початкових класів орфоепічних навичок українського мовлення. Спостереження за
мовленням учнів дозволило виявити орфоепічні помилки, які пов’язані з впливом на
українське мовлення кримських татар рідної мови (кримськотатарської), з одного
боку, і мови посередника (російської) - з другого, а також виділити причини
виникнення цих помилок. У статті розглянуто українське мовлення
кримськотатарських учнів з точки зору його інтонаційного оформлення і приведені
приклади вправ, які спрямовані на виробку вимовних навичок молодших школярів
The given article is dedicated to the problems of orphoepic skills forming in Ukrainian
speech of elementary school Crimean Tatar students. Observations on the students’ speech
allowed to reveal orphoepic mistakes which are connected with the influence of the Crimean
Tatar speech on the Ukrainian speech on the hand and “the middle language” (Russian) on
the other hand, and to define the reasons of these mistakes as well. In the article, the
Ukrainian speech of Crimean Tatar students is considered from the point of its intonation.
Examples of exercises, which are aimed at improving intonation skills of elementary school
students, are also given.