Анотація:
В результате неравномерного нагрева судокорпусных конструкций при сварке продольно-поперечного силового набора
возникают остаточные местные деформации (бухтины) в виде чередующихся выпучин и вмятин на смежных участках
полотнища. Они негативно влияют не только на эксплуатационные характеристики и внешний вид конструкции, но и
на гидродинамические характеристики судов, понижая их скорость до 10 %. Традиционные методы устранения бухтин
такие, как тепловая и холодная правки, имеют ряд недостатков (шум, вибрация, значительный расход энергоносителей). Актуальной представляется разработка новых методов правки бухтин, основанных на минимальном энергопотреблении одним из которых является электродинамическая обработка. Целью настоящей работы является изучение
влияния электродинамической обработки на снижение местных деформаций типа бухтина в сварных соединениях из
алюминиевых сплавов и низкоуглеродистых сталей. Использованы квадратные образцы тавровых сварных соединений
из сплава АМг6 и низкоуглеродистой стали Ст3, на которых моделировали образование бухтины с различными знаком
и величиной прогиба. Режим обработки соответствовал запасенной энергии накопителя, не превышающей 800 Дж.
Исследовано влияние распределения электродинамических воздействий таких, как точечные, круговые и спиральные,
по поверхности образцов на формоизменение бухтин. Наименее эффективна точечная схема, а круговая и спиральная
по эффективности сопоставимы. Сравнительный анализ показал, что энергетические затраты при электродинамической
обработке значительно ниже, чем при традиционных методах правки.