Анотація:
Одним из наиболее перспективных направлений в области разработки новых металлических материалов с высоким
уровнем жаростойкости и термической стабильности является создание интерметаллидных сплавов системы Ti–Al.
Эти сплавы в ближайшем будущем могут составить серьезную конкуренцию суперсплавам на основе никеля, так
как алюминиды титана более легкие, не требуют для легирования дорогостоящих и дефицитных элементов. Кроме
того, они обладают высокой коррозионной стойкостью, стойкостью к высокотемпературному окислению, а также
имеют высокий модуль упругости и прочности. Алюминиды титана можно успешно использовать в виде литых
изделий, например, клапанов сверхмощных двигателей внутреннего сгорания; в качестве жаростойких покрытий
на лопатках газотурбинных двигателей, подвергающихся воздействию высокотемпературных газовых потоков; как
конструкционный материал, работающий при статических нагрузках и больших температурах. Широкому промышленному применению алюминидов титана препятствует их низкая пластичность при комнатной температуре.
Это значительно усложняет технологическую обработку и тормозит промышленное применение указанных сплавов.
Поэтому использование алюминидов титана в конструкциях различного назначения зависит от создания эффективных
процессов их обработки, в том числе и сварки. В связи с этим цель настоящего обзора — анализ современных
разработок способов соединения материалов на основе алюминидов титана с помощью различных видов сварки.
Анализ литературных данных, приведенных в обзоре, показал, что формирование сварных соединений с применением
традиционных способов сварки, основанных на локальном плавлении материала, имеет ряд недостатков, которые
можно устранить при использовании разных способов сварки в твердой фазе. Результаты, представленные в опубликованных работах, свидетельствуют о перспективности использования промежуточных вставок для соединения
трудносвариваемых сплавов на основе алюминидов титана. Библиогр. 36, рис. 5.