Приведена методика испытаний образцов при циклическом нагружении изгибом с вращением
с наложением сил трения скольжения. Выполнены испытания стали 45 с модификацией
поверхности образцов борированием и карбованадированием. Показано, что усталостные
и триботехнические характеристики стали с покрытиями повышаются. Отмечено,
что после карбованадирования поверхности сталь имеет более высокие характеристики,
что связано с образованием вторичных структур и специфических поверхностных
пленок в зоне взаимодействия процессов усталости и трения скольжения.
Наведено методику досліджень зразків при циклічному навантаженні згином
з обертанням із накладанням сил тертя ковзання. Виконано дослідження
сталі 45 з модифікацією поверхні зразка боруванням та карбованадуванням.
Показано, що утомні і триботехнічні характеристики сталі з покриттями
підвищуються. Відмічено, що сталь після нанесення карбованадієвого покриття
має більш високі характеристики, що пов’язано з утворенням вторинних
структур і специфічних поверхневих плівок у зоні взаємодії процесів утоми
і тертя ковзання.
We propose an experimental technique combining
the cyclic rotation bending of specimen with application
of sliding friction forces to its test portion.
Experimental studies are conducted on steel 45
with specimen surfaces modified by boronizing
and carbide-vanadiumizing surface treatments. It
is shown that improvement of fatigue resistance
and tribotechnical characteristics is achieved for
coated steel specimens. The above improvement is
more pronounced in case of carbide-vanadium
coating, which is attributed to formation of secondary
substructures and specific surface films in the
interaction zone of fatigue and friction processes.