У статті розглядається нововідкритий оборонний комплекс Ольвії та монументальні постаменти для статуй з написами.
В процессе археологического исследования в Ольвии на участке Р-19 (центральная возвышенность) в 1977—1980 гг. был открыт уникальный комплекс, представляющий собой развал оборонительной стены позднеэллинистического времени. В нем находились разнообразные архитектурные детали и базы монументальных статуй с посвятительными надписями. Изучение остатков оборонительной стены и находящихся в ней надписей позволило установить, что она была укреплена незадолго до гетского нашествия за счет выноса с центрального теменоса каменных плит и постаментов. Каждая из рассмотренных в хронологической последовательности надписей представляет новые данные по истории и культуре Ольвии IV—II вв. до н. э., в частности о введении культа Зевса Элевтерия (Освободителя) в первой четверти IV в. до н. э. в связи с установлением здесь демократического строя, о постановке статуи знаменитому ольвийскому эвергету Протогену его внуком, о почитании Зевса Олимпийского, об учреждении совершенно нового культа Всех богов. Все эти надписи свидетельствуют о культурно-политических связях с Аттикой, Олимпией, Истрией и значительном социальном расслоении ольвийской гражданской общины в трудные для города времена.
A unique complex of ruins of the defense wall dated from the Late Hellenistic time has been found during the archaeological excavation in Olbia in section P-19 (a central height) in 1977—1980. It contained various architectural details and bases of monumental statues with inscibed dedications. The study of that wall ruins and inscriptions has permitted determining that the wall was fortified shortly before the Getic invasion. With that aim the stone plates and bases were taken away from the central temenos. Each of inscriptions considered in a chronological succession supplies new information on history and culture of Olbia in the 4th—2nd cent. B.C., in particular about the cult of Zeus Eleutherian which was introduced in the first quarter of the 4th cent. В. C. as a result of establishment of a democratic state there, about the statue of Protogen, an outstanding Olbian evergethian, erected by his grand-son, about the reverence of Zeus Olympicus, about institution of an absolutely new cult of All gods. All those inscriptions have confirmed cultural and political relations that existed between Olbia and Attica, Olimpia, Eastria and testified to a considerable social differentiation in the civil Olbian community.