Наибольшей опасности в случае аварии ракеты-носителя(РН)/ракеты космического назначения (РКН) на старте или начальном участке полета подвергаются объекты и системы стартового комплекса (СК). Для повышения сохранности таких объектов используются различные мероприятия, связанные с увеличением их стойкости к поражающим факторам аварийной РН и, прежде всего, взрывной ударной волны. Одним из способов такого повышения стойкости является обваловка объекта с одной или нескольких сторон или использование специальных защитных преград. Этим снижается уровень давления во фронте взрывной ударной волны, приходящей на защищенную сторону объекта. В статье разработаны математические модели оценки риска (вероятности поражения) объекта СК с учетом обваловки его элементов.
У разі аварії ракети-носія(РН)/ракети космічного призначення (РКП) на старті або на початковій ділянці польоту на найбільшу небезпеку наражаються об’єкти і системи стартового комплексу (СК). Для підвищення збереження таких об’єктів використовують різноманітні заходи, що забезпечують підвищення їх стійкості до уражальних факторів аварійної РН і, насамперед, вибухової ударної хвилі. Одним із способів такого підвищення стійкості є обвалування об’єкта з однієї або кількох сторін або використання спеціальних захисних перешкод. Цим знижується рівень тиску у фронті вибухової ударної хвилі, що надходить на захищену сторону об’єкта. В статті розроблено математичні моделі оцінювання ризику (ймовірності ураження) об’єкта СК з урахуванням обвалування його елементів.
Launch complex (LC) facilities and systems run the highest risk in the case of a launch vehicle / integrated launch vehicle accident at lift-off or at the initial flight phase. Various measures are taken to improve their safety by increasing their resistance to a failed launch vehicle’ damaging factors, first and foremost, an explosion shock wave. A way to do so is to berm a facility on one or several sides or to use special protective barriers. This reduces the pressure in the explosion shock wave front incident onto the protected side of the facility. This paper presents mathematical models of risk (damage probability) assessment for a bermed launch complex facility.