Статья посвящена исследованию такого спорного с моральной точки зрения качества
личности как хитрость в сопоставлении с понятиями бесхитростность, мудрость и гибкость. В
философском дискурсе понятия мудрость и хитрость обычно противопоставляются, хотя в них
можно обнаружить много общего.
Мудрость определяется как «свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения
знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в
обществе, с учётом конкретной ситуации», а также как «способность грамотного применения знаний.
Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».
Установлена специфика хитрости, которая может приобретать уродливые формы коварства,
корысти, обмана, предательства, беспринципности, подлости и лицемерия. Обычно это происходит
под влиянием базовой установки личности нарушать моральные и правовые нормы.
Проанализирован возможный ущерб, который может наноситься бесхитростными людьми, которые
оказываются не способны или не хотят проявлять гибкость, видеть, понимать и учитывать в своем
поведении чувства, мотивы и ценности других людей.
Обосновано, что даже очень хитрые люди могут искренно стремиться к гуманным целям, быть
милосердными, отзывчивыми, заботливым и т.д. Хитрость может выступать важным
преимуществом гуманного мудрого человека, который избегая категоричности и проявляя гибкость
мышления способен находить общий язык со всеми и добиваться существенного влияния. Такому
человеку легче заводить новые знакомства, устанавливать контакты и добиваться более высоких
результатов в различных видах деятельности.
Стаття присвячена дослідженню такого спірного з моральної точки зору якості
особистості як хитрість у зіставленні з поняттями нехитрість, мудрість і гнучкість. У
філософському дискурсі поняття мудрість і хитрість зазвичай протиставляються, хоча в них можна
виявити багато спільного.
Мудрість визначається як « властивість людського розуму, що характеризується ступенем освоєння
знань і підсвідомого досвіду і що виражається у здатності доречного їх застосування в суспільстві, з
урахуванням конкретної ситуації», а також як «здатність грамотного застосування знань. Великий,
глибокий розум, що спирається на життєвий досвід ».
Встановлено специфіку хитрості, яка може набувати потворних форм підступності, корисливості,
обману, зради, безпринципності, підлості й лицемірства. Зазвичай це відбувається під впливом базової
установки особистості порушувати моральні та правові норми.
Проаналізовано можливий збиток, який може наноситися нехитрими людьми, які виявляються не
здатні або не хочуть проявляти гнучкість, бачити, розуміти і враховувати в своїй поведінці почуття,
мотиви і цінності інших людей.
Обгрунтовано, що навіть дуже хитрі люди можуть щиро прагнути до гуманним цілям, бути
милосердними, чуйними, турботливим і т.д. Хитрість може виступати важливою перевагою гуманного
мудрої людини, яка уникаючи категоричності і проявляючи гнучкість мислення здатний знаходити
спільну мову з усіма і домагатися істотного впливу. Такій людині легше заводити нові знайомства,
встановлювати контакти і домагатися більш високих результатів у різних видах діяльності.
Article is dedicated to a study of this questionable from the moral point sight of the quality of
personality as craftiness in the comparison with the concepts artlessness, wisdom and flexibility. In
philosophical diskurse of concept the wisdom and craftiness usually are contradicted, although in them it is
possible to reveal much in common. Wisdom is defined as “the property of human reason, which is
characterized by the degree of the mastery of knowledge and subconsious experience and expressing in the
ability of their appropriate application in the society, taking into account concrete situation”, and also as “the
ability of the competent application of knowledge. Large, deep mind, which is rested on the life experience”. Is
established the specific character of craftiness, which can acquire the deformed forms of insidiousness, selfinterest,
fraud, treachery, unscrupulousness, meanness and hypocrisy. Usually this occurs under the effect of the
base installation of personality to disrupt moral and lawful standards.
Is analyzed the possible damage, which can be brought by artless people, which occur they are not capable or
they do not want to manifest flexibility, to see, to understand and to consider in their behavior of a feeling,
motives and values of other people. It is substantiated, that even very sly people can iskrenno approach humane
targets, be merciful, responsive, by thoughtful, etc Craftiness can come out as the prime advantage of the
humane wise person, who avoiding arbitrariness and manifesting the flexibility of thinking is capable to find
common language with all and to attain essential influence. To this person to more easily start new
acquaintances, to establish contacts and to be achieved higher results in different forms of activity.