Анотація:
В статье рассмотрены социокультурные и теоретические источники формирования “теории дизабилити” как одного из направлений западной социальной
философии, раскрыт исследовательский потенциал этой теории. Актуальность статьи обусловлена введением новой методологии в украинские социальные исследования, что позволяет исследовать общественное сознание в контексте представлений о “телесной норме”, “маргинальности”, отношениях
между большинством и меньшинством. Цель статьи — выявление различий в
семантике “инвалидности” в разные культурно-исторические эпохи и в разных
общественных системах, в частности в западноевропейской, американской,
советской и постсоветской массовой культурах. Раскрывается эволюция общественных представлений об инвалидности и статусе “деформированного
тела” в контексте “нормы”, “сексуальности” и “власти”. Методология теории
дизабилити лежит на пересечении современной “критической теории” (Critical
studies), гендерной теории, социальной философии, семиотики, постструктурализма. Проанализированы практики репрезентаций инвалидности в традиционной культуре и в современном массовом сознании. Изучен статус уродливого/деформированного тела как оппозиции к социальной нормативности и
“гегемонной” культуре. Теория дизабилити предполагает развитие новых направлений исследования и введение более широкого социокультурного материала в общественные науки.