Публікуються матеріали городоцько-здовбицької культури, виявлені на багатошаровому поселенні Розваж-Кошара.
Поданы материалы городоцко-здолбицкой культуры из многослойного поселения у с. Розваж, уроч. Кошара,
в районе Острога. Ее объекты концентрировались на площади 13,0 × 12,0 м и представлены овальными
или круглыми в плане ямами разных размеров. Возможно, большие из них (9, 25, 31, 40—42 и 47) были
остатками жилищ.
Хотя верхний слой на месте памятника был снят к моменту раскопок в процессе хозяйственных работ приблизительно
до глубины 0,4 м, получен яркий и многочисленный материал. Он не только существенно дополняет
представления о керамическом комплексе городоцко-здолбицкой
культуры, но имеет принципиальное значение
для уточнения таксономической и хронологической позиции этой культуры, которую польские исследователи,
в первую очередь Я. Махник, рассматривают как кратковременное восточное локальное явление межановицкой
культуры, синхронное ее ранней фазе и началу классической.
Насыщенность поселения Розваж-Кошара
объектами и особенно формальные и стилистические особенности
керамики позволяют предполагать его длительное существование или, второй вариант, многоразовое посещение
этого места носителями городоцко-здолбицкой
культуры. Начальный этап памятника определяется керамикой
(амфоры, цилиндрические кубки и более редкие черпаки), украшенной полосами с тройных линий шнура, которую
можно синхронизировать с протомежановицкой фазой. Наиболее поздние материалы ощутимо представлены
образцами керамики, которые имеют аналогии в стжижовской культуре (в частности, сосуды с так наз. манжетовидным
краем венчика, с валиками на горловине), а также бифасами (так наз. серпами), которые польский исследователь
Е. Либера соотносит с классической фазой межановицкой культуры, синхронизированной со стжижовской
на Западной Волыни.
Не исключено, что в РозважКошаре
имеется и керамика, отражающая заключительное время развития
городоцко-здолбицкой
культуры, однако распознать ее сложно, поскольку ее эволюция едва намечена. Как показывают
материалы поселения Дубно-Волица
2, где выявлены объекты с материалами стжижовской и городоцко-здолбицкой
культур, обе культуры с какого-то
времени были не только синхронны, но и, похоже, закончились
одновременно.
В целом, исходя из аналогий, а также радиокарбонных дат для межановицкой культуры, конечной даты предшествующей
волынской группы культуры шаровидных амфор и двух объектов в Дубно-Волице
2, городоцко-здолбицкую
культуру можно датировать в пределах 2400/2300—1600 ВС.
Materials of Horodotsko-Zdovbytska
culture from the multilayer
settlement near Rozvazh village and Koshara tract in
suburbs of Ostroh are presented. That objects concentrated within the area of 13,0 × 12,0 m and were represented by oval
or round in shape pits of various size. Perhaps, the larger of them (9, 25, 31, 40—42, and 47) were the remains of dwellings.
Although the upper layer at the site was taken away during the husbandry works before the excavations down by
approximately 0,4 m in depth, rich and numerous materials were obtained. They not only significantly complement the
conception of ceramic complex of Horodotsko-Zdovbytska
culture, but also are of a fundamental importance for the
specification of taxonomic and chronological position of this culture which is considered by Polish researchers, and first
of all by J. Machnik, as a shortterm
eastern local phenomena of Mezhanovytska culture, synchronous to its Early and the
beginning of its Classical phases.
Richness of RozvazhKoshara
settlements in finds and especially formal and stylistic peculiarities of ceramics allow the
authors to suggest that this settlement had a lengthy continuous life or, otherwise, that this place was many times revisited
by Horodotsko-Zdovbytska
culture bearers. The initial stage of the site is determined by ceramics (amphorae, cylindrical
bowls, and more rear dippers) decorated with stripes of threefold cord lines, which can be synchronized with the protoMezhanovytska
phase. The latest materials are significantly represented by the examples of ceramics having analogies in
Stzhyzhovska culture (in particular, vessels with so-called
cuff-like
rim border and with juts on the neck); they are also
represented by bifaces (sacalled
sickles) which are referred by the Polish researcher E. Libera to the Classical phase of
Mezhanovytska culture which is synchronized with Stzhyzhovska culture in Western Volyn region.
It is not excluded that there are ceramics in RozvazhKoshara
reflecting the final period of Horodotsko-Zdovbytska
culture development, though it is difficult to identify it because its evolution is hardly outlined. As materials from
Dubno-Volytsya
2 settlement where objects with finds of Stzhyzhovska and Horodotsko-Zdovbytska
cultures were
discovered show, both these cultures not only were synchronous from a certain period of time, but also apparently
seized at the same time.
As a whole, considering analogies, as well as radiocarbon dates for Mezhanovytska culture, from the final date of the
preceding Volyn group of Globular Amphorae culture, and from two objects in Dubno-Volytsya
2, Horodotsko-Zdovbytska
culture can be dated within the period from 2400/2300 to 1600 BC.