Висвітлено проблеми типології, еволюції та поєднання фібул у скарбах, а також художньо-стилістичні паралелі між
ними та іншими категоріями речей.
Проанализированы фибулы из днепровских лесостепных кладов VII в. — зооморфные, зооантропоморфные, с
дугой из орлиных головок, пальчатые днепровского типа, пальчатые восточногерманской группы и подвязные
широкопластинчатые. Ныне они известны в 12 кладах. Среди них наибольшее распространение получили пальчатые застежки — они входили в состав 11 комплексов. В семи кладах встречаются фибулы различных типов.
Типологический анализ зооантропоморфных фибул показал, что в кладах они представлены ранними образцами. Поэтому сделан вывод, что зооантропоморфные и зооморфные фибулы появляются независимо. Для
последних наиболее выразительным является мотив грифона, очевидно, именно он был исходным для этого
типа фибул.
В большинстве кладов застежки сочетаются с геральдическими поясными наборами. Художественно-сти листичестическое сопоставление этих двух категорий вещей показало существование параллелей между ними, что
позволяет рассмаривать их как единое художественно-стилистическое направление в культуре раннего средневековья.
Zoomorphic, zoo-anthropomorphic, with an arc of eagles’ heads, radiate-headed of the Dnipro type, radiate-headed of the
Eastern German group, and fibulae with returned foot, wide-plated fibulae from the 7th c. hoards in the Dnipro River forest-steppe region are analyzed. They are known from 12 hoards today. Fingers-like fasteners were the most popular among
them: they belonged to 11 sets. In seven hoards fibulae of various types were found.
Typological analysis of zoo-anthropomorphic fibulae showed that they are represented by the early examples in the
hoards. Consequently, it was concluded that zoo-anthropomorphic and zoomorphic fibulae appeared independently. The
most expressive in the latter is griffin motive which apparently was original for this type of fibulae.
In most hoards fasteners are combined with heraldic belt sets. Artistic and stylistic comparison of these two categories
showed parallels between them which allow the author to view them as indivisible artistic and stylistic course in Early
Mediaeval culture.