Зроблена спроба узагальнити дані про керамічні полив’яні орнаментовані вироби у формі яйця — так звані давньоруські
писанки.
Одним с ярчайших проявлений древнерусского керамического исскуства были поливные писанки. Не смотря
на это, ныне еще существуют белые пятна в изучении этой категории археологического материала. Это касается
типологических и технологических аспектов, а также функционального предназначения писанок.
Изготавливали эти поделки с обычной гончарной глины ленточным способом. Их формировали полыми, и
во внутреней части они содержали маленький керамический шарик. После формовки их обжигали, потом покрывали
прозрачной поливой, которая служила фоном. В большенстве случаев использовалась полива зеленого и
бурого цветов. Далее при помощи специального трубчатого инструмента наносили роспись поливой другого цвета,
как правило, желтого и зеленого, и изделие снова разогревали в печи для заглаживания поверхности. Росписи
не отличались разнообразием. Существовало три основных типа узора — обычные полосы, которые опоясывают
изделие несколько раз, бессистемные, размещенные вдоль и поперек, а также фигурные скобки, которые были
наиболее характерным орнаментом.
На основании качества поливы выделено два типа изделий. Они происходят из разных ремесленных центров,
которые имели свои рынки сбыта. Первый тип производили на территории северных областей Руси, второй — в
южных областях. В каждом регионе использовали свои рецепты поливы и стандарты формообразования.
Что касается хронологических рамок бытования, то писанки появились в Х в., а в ХІ в. приобрели наибольшее
распространение, со средины ХІІ в. они начали выходить из употребления, а в ХІІ—ХІІІ вв. встречались как
пережиток.
Поливные керамические древнерусские писанки имели полифункциональное предназначение, выполняя обрядовую,
игровую и декоративную функции. Эта категория археологического материала стала не только символом
Glazed painted eggs were one of the most vivid manifestations of Ancient Rus ceramic art. Nevertheless, today there are still
unsolved problems in study of this category of archaeological material. It concerns typological and technological aspects, as
well as purpose of painted eggs.
These articles were made of ordinary pottery loam in a band way. They were formed hollow and contained a small
ceramic ball in the inner part. After the moulding they were fired, then covered with transparent glaze, which served as a
background. In most cases green and fulvous glaze was used. Then, using a special tubular instrument painting was made
with glaze of another colour, usually yellow and green, and an article was heated up again in the kiln to smooth the surface.
Paintings were not multifarious. There were three main types of designs: ordinary stripes which gird an article several times,
unsystematic stripes put lengthwise and athwart, and also braces which were the most common ornament.
Based on the quality of glaze, two types of products are determined. They come from different craft centres which used
their own markets. The first type was produced on the territory of the northern regions of Rus, while the second in the southern
regions. In each region their own recipes of glaze and standards of mouldmaking
were used.
Concerning chronological boundaries of usage, painted eggs appear in the 10th c., and in the 11th c. they become the most
common, since the middle of the 12th c. they start getting out of use, and in the 12th—13th c. they are found as remnants.
Glazed ceramic Ancient Rus painted eggs were polyfunctional, having ceremonial, playing, and decorative functions.
Not only this category of archaeological material became a symbol of Ancient Rus art, but also traditions of painting eggs
preserved as a kind of folk art to present day.