Предлагается метод расчета вдольбереговых течений и транспорта наносов в прибрежной зоне при произвольной топографии дна и линии берега. Метод основан на рефракционной модели с применением осреднения амплитуд волн, пересекающих стороны элементов расчетной сетки. Поле вдольбереговых скоростей определяется через радиационные напряжения по формуле Лонге-Хиггинса с использованием различных моделей для определения коэффициента турбулентной вязкости. По рассчитанному полю вдольбереговых скоростей определяется расход наносов по моделям Уайта-Аккерса, Гранта-Мадсена и Бийкера. Дается сравнительный анализ предлагаемых подходов.
Пропонується метод розрахунку вздовжберегових течiй i транспорту наносiв у прибережнiй зонi при довiльнiй топографiї дна i лiнiї берега. Спосiб заснований на рефракцiйнiй моделi з застосуванням осереднення амплiтуд хвиль, що перетинають сторони елементiв розрахункової сiтки. Поле вздовжберегових швидкостей визначається через радiацiйнi напруги по формулi Лонге-Хиггинса з використанням рiзних моделей для визначення коефiцiєнта турбулентної в'язкостi. За розрахованим полем вздовжберегових течiй визначається транспорт наносiв по моделях Уайта-Аккерса, Гранта-Мадсена i Бийкера. Дається порiвняльний аналiз пропонованих пiдходiв.
The method of calculation of longshore currents and sediment transport in a near-shore area for an arbitrary bottom configuration and the line of a beach is offered. The method is based on refraction model with applying of average-out of amplitudes of water waves intersecting sides of grid elements. The field of longshore velocities is calculated on the base of theoretical formula given by Lounguett-Higgins with radiation stress using various models for definition of horizontal mixing. The sediment transport is determined following the models of White-Ackers, Grant-Madsen and Bijker. The comparative analysis of the approaches offered is given.