Выполнены экспериментальные исследования изменения жесткости и механизмов повреждения при усталостных испытаниях многослойных композитних пластин с наполнителем из пеновинилопласта. Многослойные композитные пластины с перекрестными слоями из стекло волокна и эпоксидной смолы, изготовленные методом вакуумной отливки, подвергали нагружению трехточечным изгибом. Исследовали два варианта пластин с однотипными наполнителями из пеновинилопласта различной плотности. Рассмотрено влияние плотности и толщины внутреннего слоя наполнителя на поведение и повреждение композита. С использованием двухразличных моделей и критерия циклической долговечности построены кривые усталости и выполнен их сравнительный анализ с имеющимися литературными данными. Показано, что композит SD 2 с наполнителем большей плотности обладает более высокими характеристиками статической прочности и устойчивости, а также усталостной прочности по сравнению с композитом SD 1 с наполнителем меньшей плотности.
Проведено експериментальні дослідження зміни жорсткості та механізмів пошкодження
при випробуваннях на втому багатошарових композитних пластин
із наповнювачем із піновінілопласта. Багатошарові композитні пластини з
перехресними шарами зі скловолокна та епоксидної смоли, виготовлені методом
вакуумного відливу, піддавали навантаженню триточковим згином. Досліджували
два варіанта пластин з однотипними наповнювачами з піновінілопласта
різної щільності. Розглянуто вплив щільності і товщини внутрішнього
шару наповнювача на поведінку та пошкодження композита. Із використанням
двох різних моделей та критерію циклічної довговічності побудовано
криві втомленості і проведено їх порівняльний аналіз із відомими літературними
даними. Показано, що композит SD 2 з наповнювачем великої щільності
має більш високі характеристики статичної міцності і стійкості та утомної
міцності порівняно з композитом SD 1 із наповнювачем меншої щільності.
The analysis o f stiffness degradation and the
identification o f damage mechanisms during and
after fatigue tests of sandwich panels with PVC
foam cores have been performed. The sandwich
panels with cross-ply laminates skins made of
glass fiber and epoxy resin were manufactured
by vacuum moulding and subjected to three-point
bending tests. Two PVC cores of similar type but
with differing densities were investigated. The effect
o f core density and thickness on the damage
behavior was highlighted. Using the cyclic life
criterion, fatigue curves were plotted according
to two models and compared with those o f the literature.
It has been demonstrated that the
sandwich SD 2, with the higher core density, withstands
a higher load and possesses greater rigidity
in static tests, combined with an enhanced
fatigue resistance when compared to sandwich
SD 1 which has a lower core density.