У статті на основі релігійно-філософського аналізу гносеологічних побудов релігійного мислителя, обґрунтовується думка про те, що креативно-новаторськими в християнській релігійно-аксіологічній системі В.Несмєлова є два моменти гносеології: онтологізація свідомості суб’єкта пізнавальної діяльності при збереженні „фатальної” суперечності в мисленні про буття і визнання фізичної природи, як об’єкта пізнання, творчою силою людського життя. Ключові слова: гносеологія, цінність, людина, релігія, свідомість, свобода, буття, знання, християнство.
В статье показана оригинальность религиозно-философских концепции Виктора Несмелова которая состоит в его попытке отойти от традиционной догматики православия и дать новые теодицеи, исходя из гносеологического, онтологического, антропологического принципов, что обуславливает применение им светских методов философского анализа к содержанию и реальному функционированию религиозного сознания. Религиозно-аксиологическую систему В.Несмелова следует рассматривать не как богословскую, а как религиозно-философскую. В богословских понятиях религиозный мыслитель выражает действительные проблемы человеческого бытия, предпринимает углубленный экзистенциальный анализ человеческой природы и выясняет возможности неотчужденной свободы человека в окружающем его природном мире. Ключевые слова: духовность, гносеология, аксиология, личность, религия, сознание, свобода, бытие, знание, христианство.
The article is based on religious and philosophical analysis gnosiological constructions religious thinker, the idea that creative and innovative in the Christian religious axiological system V. Nesmyelova epistemology is two points: ontologization subject of consciousness and cognitive activities while maintaining the "fatal" contradictions in Thinking about the existence and recognition of physical nature as the object of knowledge, creative force of human life. Key words: epistemology, value, person, religion, conscience, freedom, being, knowledge, Christianity.