Основна мета статті полягає в доказі того, що достовірність розповідей Геродота в «Скіфському логосі» не раціонально взаємопов'язувати з його автопсією в Північному Причорномор'ї.
В основе многих исследований об истории и культуре Скифии и Ольвии лежит своеобразный принцип взаимозависимости свидетельств Геродота с его автопсией в Северном Причерноморье. В статье дается критический анализ работ, посвященных вопросам его визуального ознакомления с данным регионом. В связи с этим пересматриваются все пассажи Геродота из «Скифского логоса», которые использовались в виде доказательства его путешествия. Сравнительный анализ с «Египетским логосом», особые примечания историка особенно к «Скифскому логосу», объективный разбор соответствующих отрывков из него свидетельствуют о том, что Геродот ни в одном случае даже не пытался намекнуть на свое пребывание в этой части ойкумены. Отмечена перспективность изучения «Скифского логоса» в плане выяснения хронологии его отдельных частей, пассажей и примечаний. В целом достоверность сведений в «Скифском логосе» необходимо доказывать не путем взаимосвязи с непосредственным пребыванием Геродота в Северном Причерноморье, а в сопоставлении с целым рядом синхронных источников.
The numerous papers about the history and culture of Scythia are based on the distinctive principle of the interdependency of Herodotus’ evidences and his sojourn at Northen Pontic area. The paper contains the critical analysis of that ones which investigated the Herodotus’ visual acguaintance with this region. In this connection all passages of Herodotus from «Scythian Logos» which used as a proof of the his trip are revised. The comparative analysis of the «Egyptian Logos», the special comments of the historian to the «Scythian Logos» proper, the unbiassed analysis of the corresponding extracts from it indicates that Herodotus did not try even to drop a hint at his personal presense at this part of Oicumenae. The promise of the study of «Scythian Logos» for the determination of the chronology of its separate parts, passages and remarks is noted. Generally the truth of the information of «Scythian Logos» has to be proved not by connection with Herodotus’ personal sojourn at Nothem Pontic area but by comparison with a number of sinchronous souces.