dc.contributor.author |
Ємець, І.А. |
|
dc.date.accessioned |
2024-09-12T16:58:39Z |
|
dc.date.available |
2024-09-12T16:58:39Z |
|
dc.date.issued |
2000 |
|
dc.identifier.citation |
Історіографічний аспект у вивченні культу Бога Найвищого на Боспорі / І.А. Ємець // Археологія. — 2000. — № 1. — С. 49-57. — Бібліогр.: 79 назв. — укр. |
uk_UA |
dc.identifier.issn |
0235-3490 |
|
dc.identifier.uri |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/198534 |
|
dc.description.abstract |
У статті аналізуються основні точки зору щодо походження культу Бога Найвищого на Боспорі. |
uk_UA |
dc.description.abstract |
Культ Бога Высочайшего, известный во многих регионах античного мира, в том числе и на Боспоре, уже давно привлекает внимание исследователей. В настоящее время существуют три основные концепции его происхождения. Согласно первой, он сложился на основе культа Зевса (Л. Стефани, И. В. Помяловский), согласно второй — на основе культа Сабазия (А. Домашевский, В. В. Латышев, Э. Р. Штерн, М. И. Ростовцев и др.) и, наконец, третьей — на основе слияния элементов греческого язычества и иудаизма (Е. Шюрер, Е. Кюмон, В. Ф. Гайдукевич и др.). Высказывались также предположения о возможном влиянии на культ Бога Высочайшего на Боспоре культов божеств местного варварского населения, среди которых выделяют так называемого бога-всадника (В. Д. Блаватский, Г. А. Кошеленко, И. Т. Кругликова, Д. Б. Шелов, Э. И. Соломоник и др.).
При детальном анализе выясняется, что ни одну из существующих концепций нельзя признать исчерпывающей, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Представляется, что дискуссия еще далека от завершения. Однако уже сейчас можно предположить, что появление этого культа следует рассматривать как стадиальный этап в развитии античной религии, суть которого состоит в восприятии ею идеи монотеизма, куда она, вполне возможно, попала под влиянием иудаизма. Все утверждения о каком-либо местном варварском влиянии на данный культ на Боспоре нельзя считать доказанными. |
uk_UA |
dc.description.abstract |
The Highest God cult appreciated throughout antiquity, including die kingdom of Bosporus, has long attracted a considerable interest of researchers. There are three main concepts of its origin. The first is that the cult was formed on the base of the Zeus cult (L. Stephani, I. V. Pomialovsky); the second is the Sabasi cult (A. Domashevsky, V. V. Latyshev, E. R. Shtem, M. I. Rostovtseff, and others); and the third arose from a mixture of the Greek paganism and the Judaism (E. Schurer, E. Kumon, V. F. Gaidukevich, and others). It was assumed that the cults of gods of the local barbarian population, especially the so-called Horseman God, influenced the Highest God cult (V. D. Blavatsky, G. A. Koshelenko, I. T. Kruglikova, D. B. Shelov, E. I. Solomonik, and others).
The detailed analysis shows that none of the above concepts is exhaustive; all of them have advantages and shortcomings. It seems that the discussion is still far from completion. Nevertheless, there is a reason to believe that the cult should be regarded as a certain stage in the development of the antique religion. The essence of the stage is that the religion (affected by Judaism) began to adopt the ideas of monotheism. The above hypotheses on a barbarian influence are lacking in evidence. |
uk_UA |
dc.language.iso |
uk |
uk_UA |
dc.publisher |
Інститут археології НАН України |
uk_UA |
dc.relation.ispartof |
Археологія |
|
dc.subject |
Статті |
uk_UA |
dc.title |
Історіографічний аспект у вивченні культу Бога Найвищого на Боспорі |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Историографический аспект в изучении культа Бога Высочайшего на Боспоре |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Studying the Highest God cult in the kihgdom of Bosporus |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |
dc.status |
published earlier |
uk_UA |