Історикам Київської Русі добре відомий «триумвірат» синів Ярослава Мудрого, політична комбінація, яка надовго визначила долю держави у XI—XII ст. Поліцентризм влади мав відповідати троїстості «Руської землі», панівного ядра Давньоруської держави. У статті наводяться свідчення давньої традиції подібних
структур у Східній Європі. Зроблено спробу пояснити феномен «Руської землі» на основі трифункціональної теорії, висунутої Ж. Дюмезілем.
В 1054 г. завещанием Ярослава Мудрого был создан такой порядок владения, при котором вся полнота государственной власти оказалась в руках трех старших его сыновей — Изяслава, Святослава и Всеволода. Политическая гегемония «триумвирата» Ярославичей справедливо объясняется тем фактом, что они разделили между собой «Русскую землю», господствующее ядро Древнерусского государства. Считается, что полицентризм Русской земли впервые и был установлен завещанием Ярослава. Однако, есть основания считать, что трехчастная структура Русской земли — явление гораздо более древнее, чем середина XI в. При этом, существование трех центров — Киева, Чернигова и Переяславля — нельзя объяснить ни исходя из этнических
процессов IX—XI ст., ни из политической истории. В то же время, в украинском и белорусском фольклоре сохранились тексты, которые связывают полицентризм Русской земли с троичной моделью социального устройства. Это дает основания рассматривать трехчастную структуру Русской земли в духе «трифункциональной теории», предложенной Жоржем Дюмсзилем. Триумвират Ярославичей находит полную аналогию в идее «троецарствования», характерной для скифов. Как известно, идеологическим обоснованием института «троецарствования» был изложенный Геродотом миф о разделе государства между тремя сыновьями Таргитая — Липоксаем, Арпоксаем н Колаксаем. Аналогичные этнологические мифы существовали и на Руси. Это предание о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве, основателях Киева, и знаменитая легенда о призвании трех братьсв-варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Идея «троецарствия» как идеального государственного устройства существовала на Руси и после принятия християнства, получив санкцию в библейской традиции о разделе мира между тремя сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом.
According to the testament of Yaroslav the Wise in 1054 the absolute state power was concentrated in hands of his three elder sons: Izyaslav, Svyatoslav and Vsevolod. They divided the «Russian Land», a ruling kernel of the Old Russian state, among themselves, which provided the political hegemony of their «triumvirate». It is considered that it was Yaroslav’s testament which had first established polycentrism of the Russian Land. But there are grounds to think that the three-part structure of the Russian Land dates back to the time more ancient than mid-eleventh century. In this case existence of three centres!—Kiev, Chernigov and Pereyaslavl — can be explained neither proceeding from the ethnic processes of 9-11th cent, nor from the political history. At the same time the Ukrainian and Byelorussian folklore retains certain texts which associate polycentrism of the Russian Land with a ternary model of social organization. This gives reasons for considering the three-part structure of the Russian Land as the «three- function theory» proposed by George Dumessil. Triumvirat of Yaroslavichi (Yaroslav’s sons) is completely analogous to the idea of «triple reign» characteristic of Scythians. As is known, the institute of «triple reign» was ideologically. backed up by a myth told by about division of the state among three sons of Targital: Lipoxai, Arpoxai and Cholaxai. Similar etiological myths existed in Rus as well: a legend about three brothers — Kiy, Shchek and Khoriv — the founders of Kiev and the well-known legend about a summon of three brothers-Varangians: Ryurik, Sineus and Truvor. A thought of the «triple reign» as an ideal state system existed in Rus after adoption of Christianity being sanctified in the biblical tradition of the world division among three sons of Noah: Sim, Hum, Japhet.