У статті публікуються культові предмети з поселення Поливанів Яр III, дається їх інтерпретація та наводяться дані, які дозволяють доповнити уявлення про зміст духовної культури мешканців цього поселення.
Сюжеты духовной культуры, путей ее развития, отражения в ней мышления человека неизменно находятся в центре внимания исследователей. Научный интерес представляют собой материалы многослойного поселения на Среднем Днестре — Поливанова Яра. Стратиграфические наблюдения и типология керамики позволили выделить в рамках нижнего культурного слоя — Поливанова Яра III (по Т. С. Пассек) два культурно-хронологических комплекса— ІІІ1 и ІІІ2.
Поливанов Яр ІІІ1 генетической подосновой которого являются памятники борисовского типа,— один из центров активного процесса этнокультурогенеза среднеднестровского региона времени Кукутень А2—А3. Поливанов Яр ІІІ2 является его органическим продолжением.
Для освещения духовной культуры их населения служит глиняная посуда с орнаментами-символами, знаковой системой, а также пластика. Среди антропоморфных изображений встречаем сидящие фигурки с отпечатками зерен, декорированные углубленным орнаментом и красной охрой, а также фрагмент статуетки с признаками беременности. Исследователи связывают их с культом плодородия, с аграрными обрядами зимне-весеннего цикла. Интересна мужская статуетка с перевязью, которую по аналогиям можно трактовать как образ воина. Для Поливанова Яра ІІІ2 характерны статуетки с углубленным орнаментом без признаков пола и фаллические изображения. Зооморфная пластика документирует культ быка. Особо следует выделить фигурки животных с отпечатками зерен (карликовая пшеница, двузернянка), что указывает на связь быка и человека с культом плодородия.
Целый мир сокровенных идей древних земледельцев-скотоводов отражают необычные формы и орнаментальные сюжеты керамики. Среди посуды Поливанова Яра ІІІ1-2 имеются ритуальные сосуды своеобразной формы: бинокли, тринокли, которые свидетельствуют об инновации в идеологической сфере трипольцев в начале этапа В1. В орнаментальных схемах присутствуют спирально-космические символы (знаки солнца, лунарные изображения). В обоих ранних поселках имеется посуда, орнаментированная спирально-змеиным орнаментом. Образ змея (змеи) выступает в разном смысловом значении. Иногда на сосудах с углубленным рисунком отмечены изображения колоса-«елочки». Особый интерес представляет орнамент, передающий обозначение счетных знаков. Хронологический показатель первого поселка — культовый предмет — сосуд с кариатидами, который, возможно, передает ритуальный танец. Находки подобного типа известны из Хебешешть I.
Таковы некоторые данные, позволяющие дополнить представление о содержании духовной культуры жителей Поливанова Яра ІІІ1-2.
Intellectual culture, ways of its development and representation of human thinking in it are items of perpetual interest for scientists. In this aspect findings from Polyvanov Yar, a multilayer settlement, on the Mid-Dniester banks, are very attractive. Stratigraphic observations as veil as typology of pottery have permitted identifying two cultural-chronological assemblages, namely, Polyvanov Yar III1 and Polyvanov Yar III2, in the frames of the lower cultural layer — Polyvanov Yar III (according to T. S. Passek).
The genetical subground of Polyvanov Yar III1 is Borisov type monuments. Polyvanov Yar III1 is a centre of active ethnocultural genesis in the Mid-Dniester region during the period of Cucuten A2—A3. Polyvanov Yar III2 is its natural continuation.
Intellectual culture of the population is represented by earthenware with ornaments- symbols, system of characters and plastic art. Anthropomorphous statuettes include sitting-pose figurines with deepened ornament, painted with ochre, and a fragment of the statuette with signs of pregnancy. Researchers associate them with the cult of fertility and with agrarian rites of the winter-spring cycle. Attention is attracted also by a statuette of a man with a crossbelt which by the analogy may be treated as an image of a warrior. Polyvanov Yar III2 findings are represented by statuettes with deepened ornament without any sexual characters and by phallic images. Zoomorphous plastic art demonstrates the bull cult. Figurines of animals with imprints of grains (dwarf wheat, two-grained wheat) show the link of bull and human images with the fertility cult.
Unusual shapes and ornamental subjects of pottery show the whole world of sacral ideas of antient farmers and cattle-breaders. There are many ritual vessels of peculiar shape among pottery of Polyvanov Yar III1_2: binoculars, trinoculars which testify to innovation in the ideological realm of Tripolians as the beginning of stage BI. Ornamental patterns have spiral-cosmic symbols: signs of the Sun, images of the Moon. In both early settlements there is earthenware decorated with spiral-snake ornament. The image of a snake or a dragon was used in different sense meanings. Sometimes vessels with deepend pattern have images of an ear-“herring-bone”. An ornament which shows digital signs is of particular interest. The chronological attribute of the first settlement is represented by a cult subject: a vessel with caryotids. It probably demonstrates a ritual dance. Findings of the type mentioned are known from Khebeshesht I.
Data described contribute to our knowledge of the intellectual culture of peoples inhabiting Polyvanov Yar III 1–2.