Повноцінне існування народу, самобутній розвиток національної культури є можливим лише на ґрунті власного соціального організму.
Сущность категории этнос раскрывается через понятие социальный организм, который выступает в единстве трех подсистем: экономической, социально-политической и культурной. Постоянное общение в пределах социального организма приводит к превращению его в этнокультурную общность, которая характеризуется общностью языка, культурно-бытового устройства и национального самосознания. Приобретая этнокультурные черты, социальный организм превращается в этносоциальный. Единство этносоциальной и этнокультурной общностей является нормой исторического развития. Оно утверждается в процессе этногенеза и теряется в ходе этнодезинтеграции.
Формирование нового этноса происходит на основе распада и коренного изменения образований предыдущего времени, а генезис новой культуры представляет собой процесс синтеза и качественной трансформации различных традиций, на основе которой возникает новая культурно-мировоззренческая система. Основанием новой традиции становятся «доминантные» традиции, которые вытесняют «рецессивные». Доминантными, как правило, становятся традиции господствующей верхушки или традиции того субэтноса, чья жизнеобеспечивающая система становится ведущей.
Этнокультурная традиция существует до тех пор, пока она выщупает основой мировоззрения и обеспечивает успех практической деятельности. В противном случае традиционные стереотипы превращаются в ритуал и не способны нацелить людей на деятельность. Это приводит к деструкции отношений в социальном организме и его кризису.
Судьба народа зависит от того, может ли он преодолеть кризис и сохранить свой социальный организм, а, утеряв его, снова восстановить. Только в этих условиях возможно нормальное развитие самобытной национальной культуры. Потеря народом собственного социального организма ведет к растворению его среди других народов или к неполноценной жизни в качестве рассеянной, не имеющей общей гражданской жизни этнической группы.
The matter of the category «ethnos» is unveiled via the conception of a social organism, which is comprehended as a unity of three subsystems: economical, socio-political and cultural. Persistent contracts in the frames of a social organism lead to its transformation into an ethnocultural community which is characterized by common language, culture and everyday life and national self-consciousness. Assuming ethnocultural properties, a social organism is transformed into an ethnosocial one. The unity of the ethnosocial and ethnocultural communities is a norm of the historic development. It is consolidated in the course of ethnogenesis and is lost in the process of ethnodisintegration.
Formation of a new ethnos occurs on the basis of disintegration and radical changes in formations of the previous time and genesis of the new culture is a process of synthesis and qualitative transformation of various traditions which underlie appearance of the new cultural and ideological system. «Dominant» traditions which oust «recessive» ones become a foundation of the new tradition. Dominant traditions are, as a rule, traditions of the ruling top or traditions of that subethnos which life-promoting system becomes a leading one.
The ethnocultural tradition exists till it is a ground of the world outlook and guarantees success in practical activities. Otherwise, traditional stereotypes become a ritual and are not able to aim people at activities. It results in destruction of relations in a social organism and its crisis.
The fortune of the nation depends on whether it can overcome the crisis and retain its social organism and, having lost the social organism, restore it again. Only under these conditions, proper development of the original national culture is possible. The loss of its own social organism by the people leads to its dissolution among other peoples or to inferior life as a scattered ethnic group which has no common civil life.