Стаття присвячена публікації та дослідженню «npocmux» вуздечок з залізними нахрапниками з кургану Огуз, які виконували магічно-оберегові функції.
В массиве погребального инвентаря скифского времени особое место занимают комплексы уздечных украшений. В предлагаемой статьс рассматриваются «простые» уздечки с железными наносниками, которые до сих пор оставались в тени.
В скифском царском кургане Огуз, наряду с парадными уздечками трех типов, встречены два «простых» убора: коня с ритуальной дорожки и коня № 3 из конской могилы. В состав обеих уздечек входили железные удила, псалии и наносник.
Удила и псалии коня с ритуальной дорожки широко известны в памятниках степной и лесостепной Скифии. Узда коня № 3 относится к типу строгой, характерной для скифских памятников IV в. до н. э.
Оба железных щитковых наносника однотипны и отличаются лишь размерами. На наш взгляд, подобные наносники являются модификацией бронзовых и железных щитковых наносников, оканчивающихся загнутой в петлю птичьей головкой, характерных для памятников Среднего Дона. Железные наносники типа огузских являются промежуточньм звеном в цепи развития этих украшений коня на юге Восточной Европы во второй половине I тыс. до н. э. В первооснове генезиса этого типа наносников лежит, видимо, идея бронзового псалия с шишечкой нa конце. Обращает на себя внимание нарочитая скромность уздечных уборов этого типа. Кроме наносника, в гарнитур коня № 3 входил уникальный комилект амулетов-оберегов. Он состоит из казалось бы нелепых предметов, крепившихся к ремням оголовья (а возможно и вплетенных в гриву), которые в сочетании с гривой коня образовывали сложную магическую текстограмму, включавшую и самого коня. Возможно, этот конь возглавлял погребальную процессию, охраняя хозяина на переправе в нижний мир.
Among the subjects of burial stock of the Scythian period assemblages of bridle adornments occupy a particular place. This paper treats «simple» bridles with iron nose-bands which remained in the shadow until recently.
Parallel with holiday-decorated bridles of three types we have found in the Scythian tsar mound Oguz two «simple» horse harnesses: one of them is of the horse from the ritual road and other of the horse No. 3 from the horse grave. Both bridles have iron bits, psalia and nose bands.
Bits and psalia of the horse from the ritual road are widely known in the relics of the steppe and forest-steppe Scythia. Bridle of horse Nо. 3 is attributed to the strict type characteristic of the Scythian relics of the 4th cent. В. С.
Both iron shield-like nose-bands are of the same type and differ only in size. In our opinion, such nose-bands are modifications of bronze and iron shield nose-bands terminated in a bird’s head bent as a loop, which is typical of the relics from the mid-Don. Iron nose bands of the Oguz type are an intermediate link in the chain of development of this horse’s adornments in the south of Eastern Europe in the second half of the 1st millennium B. C. The fundamental principle of genesis of this type of nose-bands is, apparently, an idea of the bronze psalium crowned with a knob on the tip. Of interest is deliberate modesty of bridle sets of that type. In addition to the nose-band, the harness of horse No. 3 included a unique kit of protecting amulets. It consists of as if nonsensical subjects which were fastened to straps on the head (possibly they were plaited into the mane) and in combination with horse’s mane formed a complex magic textogram comprising the horse himself. That horse, probably, headed the funeral procession guarding his master on the passage to the lower world.