Анотація:
В последние годы с расширением источниковедческой базы археологических памятников первых веков нашей эры открылась возможность сопоставления этапов этнокультурного развития племен Среднего Поднепровья и верховьев Западного Буга и Днестра. В I в. н. э. в Среднем Поднепровье классическая зарубинецкая культура сменяется памятниками типа поздних комплексов Лютежа, Оболони, Девич-Горы. Территория позднезарубинецких памятников сильно расширяется по сравнению с зарубинецкой культурой: активно заселяются Днепровское Левобережье, а также Южное Побужье. Одновременно зарубинецкое проникновение начинается и в ареалы пшеворской и липицкой культур в верховьях Днестра и Западной Волыни. На смену позднелатенскому комплексу пшеворских поселений Чишки, Черепиц, Пасеки-Зубрицкие приходят памятники волыно-подольской группы, сочетающие в керамике пшеворские и зарубинецкие черты.
В середине II в. н. э. в Поднепровье распространяются памятники типа Грини, связанные с верхнеднепровскими зарубинецкими племенами. На основе местных групп позднезарубинецких древностей и памятников типа Грыни на рубеже II— III вв. складывается киевская культура. Одновременно в верховьях Днестра и Западного Буга формируются памятники второго этапа волыно-подольской группы типа Сокольники I — Давыдов. Наблюдается тенденция к унификации культуры в пределах этой зарубинецко-пшеворской области, четко отличающейся от пшеворской культуры Висло-Одерского междуречья. Таким образом, вероятно, шел процесс сложения единой культурной области на основе киевской культуры и памятников волыно-подольской группы. Этот процесс был приостановлен в результате инвазии племен вельбарской культуры, но в целом завершился в середине I тыс. н. э. с возникновением на этой основе культур раннесредневековых славян.